Сэр Дэвид Октавиус Хилл – фотожурналист викторианской эпохи


Дэвид Октавиус Хилл появился на свет в 1802 году, в городе Перте, расположенном в юго-западной части побережья Австралии. С самого детства он был окружен людьми, имеющими самое непосредственное отношение к искусству. Его отец владел издательством и активно участвовал в просветительской деятельности. Дети пошли по стопам отца: старший брат Дэвида, Александр перебрался в Шотландию, в Эдинбург и устроился в издательство Blackwood’s.

Вскоре Дэвид, котором рано проявился талант художника, переехал к брату и поступил в Школу искусств в Эдинбурге. Его пейзажные зарисовки, привезенные с Австралии, были высоко оценены его преподавателями и участвовали в выставке Института развития изобразительных искусств.

Дэвид был молод, амбициозен, полон творческих планов и надежд. Достигнув определенной точки развития, он пришел к выводу, что реакционная политика руководителей института, низкий уровень его стандартов обучения не позволит ему двигаться дальше. Вместе со своими единомышленниками в 1829 году он учредил независимую Шотландскую академию.

У Дэвида был ярко выраженный художественный талант – способность улавливать момент в динамике и передавать его в своем рисунке. Так как его участие в работе академии поначалу никак не оплачивалось за отсутствием у нее доходов, он зарабатывал тем, что рисовал иллюстрации, приобретя в этом направлении некоторую известность. К примеру, он является автором иллюстраций к книгам Роберта Бернса, а также Вальтера Скотта, которые были изданы в 30-х годах.

С 1836 года финансовое положение академии улучшилось, и Хилл начал получать стабильный доход за свою работу в должности секретаря этого учебного заведения. Это позволило ему провести давно откладываемую свадьбу. Он женился на Анне Макдональд, которая спустя год родила ему дочку. Роды были тяжелыми, уровень медицины оставлял желать лучшего, и Анна после родов осталась инвалидом.

Хилл вернулся к рисованию, и не только потому, чтобы покрыть расходы, увеличившиеся с рождением дочери. Ему неплохо давались пейзажи, но свое призвание он видел в создании сюжетов, которые передавали бы эмоции, отражали бы человеческую индивидуальность, особенно острые моменты и важные события.

Хилл присутствовал в момент раскола католической церкви Шотландии, который произошел в 1843 году. Однако учитывая большое количество присутствующих, масштаб здания и залы, в которой проводилось собрание, а главное, динамичность происходящего, создать картину прямо на месте было бы невозможно, а полагаться только на память означало упустить множество мелких деталей. Три человека, которые присутствовали на собрании вместе с ним – Роберт Адамсон, Дэвид Брюстер, физик, и друг Хилла лорд Кокберн посоветовали ему использовать техническую новинку – фотографию.

К этому моменту только один Адамсон не был в этом новичком. Хотя продажа фотоаппаратов тогда еще не была серийной, он еще в 1839 году купил фотоаппарат и экспериментировал со съемкой. Хотя его навыки в этом были неоценимы для съемки этого исторического события, его недоставало способности в плане выбора композиции и подходящего освещения. В этом вопросе Хилл, как талантливый художник, был как нельзя кстати. Он определил точку съемки и композицию будущих снимков, предоставив Адамсу возможность произвести нужные настройки фотоаппарата.

Благодаря их совместной работе был сделан ряд снимков, которые затем были использованы Хиллом для написания масштабной картины «Раскол Шотландской Церкви» высотой в 1,53 и шириной 3,45 метра.

Тандем Хилл-Адамсон оказался весьма успешным – Адамсон отлично разбирался в технической стороне фотографирования, а Хилл отвечал за все остальное. В качестве технологии съемки они использовали распространенную в то время калотипию. Их творческие эксперименты начались с портретов и небольших сюжетов на открытом воздухе, а сами фотографии делались в Эдинбурге, в студии, принадлежащей Адамсону. Героями их фотографий были многие знаменитые люди того времени, к примеру, Хью Миллер, известный поэт и журналист.

У фотографий Хилла есть одна интересная особенность – немалая часть из них изображает его современников, снятых на фоне кладбищенских пейзажей – склепов и надгробных плит. Такой выбор, по всей видимости, говорит о привычности и обыденности темы смерти для современников Хилла. Тогда к ней не относились с таким страхом и отрицанием, как сейчас. Кроме этого, надо сказать, что такой фон был по-своему эстетичен и привносил долю особой значимости, серьезности в эти снимки.

Хилл опередил свое время. Его фотографии по своей динамике, стилю и непринужденности напоминают работы современных фотожурналистов. Его снимки ничем не напоминают те статичные, лишенные жизни снимки в «картинном», монументальном стиле, где модели напоминали застывшие статуи, а не живых людей. Такие портреты и сюжеты были все похожи друг на друга, менялись лишь лица и костюмы.

Адамсон и Хилл фотографировали жизнь такой, какая она есть, не пытаясь ее приукрасить. Они снимали базары, рыбаков из Нью-Хейвена, торговок, которым для того, чтобы продать свежую рыбу в Эдинбурге, приходилось нести тяжелые корзины за 5 километров. Они фотографировали эдинбургскую аристократию, солдат, священников, и нищих, сохраняя в своих фотографиях атмосферу того времени. Вместе они успели сделать более 3000 снимков по методу калотипии.

Их совместная работа продлилась четыре года, затем ее прервала скоротечная болезнь Адамсона, от которой он скончался в 1848 году. Когда их тандем распался, Хилл пытался продолжить работу один, но хотя он в достаточной мере овладел техникой фотографии, студию он вскоре забросил и вернулся к рисованию. Его картина «Раскол Шотландской Церкви», над которой он работал 23 года, принесла ему огромную по тем временам сумму — 1200 фунтов стерлингов.

Смерть дочери стала для него большим ударом, от которого он так и не оправился. Сэр Дэвид Октавиус Хилл, один из первых фотографов документалистов викторианской эпохи, умер в 1870 году, и был похоронен в редком по своей живописности месте — на Епископском кладбище в Эдинбурге.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.