Альфред Стиглиц: фотография – это искусство!


В 1864 году в Соединенных Штатах Америки в семье зажиточных еврейских эмигрантов, прибывших из Берлина, родился Альфред Стиглиц. Будучи ещё очень юным, Альфред нередко с интересом наблюдал за процессом изготовления фотографий в близлежащем ателье. В какой-то момент любознательный мальчик заметил, как фотограф вручную подправляет изображение. Альфред поинтересовался, с какой целью это делается.
Мастер объяснил, что таким способом достигается качество изображения на фото, максимально приближенное к естественному. Ответ мальчика был по сути пророческим и судьбоносным — поразмыслив, он сказал, что, будучи на месте фотографа, он никогда бы так не поступил. И действительно, после того, как Альфред Стиглиц уже стал известным фотографом, следуя своему творческому принципу, он никогда не использовал ретушь в работе.

«Быть любителем означает творить во имя любви…»
Альфред Стиглиц

Желая обеспечить своим детям возможность получить европейское образование, Стиглиц старший с семьей в 1881 году возвращается в Берлин. В 1882 году Альфред сдаёт экзамены в Высшую техническую школу, на факультет машиностроения. Атмосфера, царившая в то время среди прогрессивной творческой молодёжи, не могла не повлиять на юношу. Альфред находит выход своим художественным порывам, увлёкшись живописью и литературой. У него появляются знакомые в среде передовых литераторов и художников.

В 1883 году, поддавшись безотчетному порыву, Альфред Стиглиц покупает свой первый фотоаппарат. Впоследствии, как утверждал сам великий фотограф, он стал с ним единым целым и никогда не разлучался с ним. Фотография была моим хобби, которое потом переросло в страстную привязанность, говорил художник.

В молодые годы Альфред изъездил, путешествуя, всю Европу. И везде, где бы он ни был, он фотографировал. Его камера фиксировала красоту природы, изломы городских улиц, людей за работой и на отдыхе… Именно тогда Альфред Стиглиц с упорством пытался раздвинуть границы технических возможностей в фотографировании.

Однажды он сделал фотографию автомобиля, который находился в тёмном подвале, где источником света служила лишь одна небольшая лампочка. Процесс обработки фотографии занял сутки! Усилия, затраченные на получение максимального результата, не прошли даром. В 1887 году на конкурсе фотографов-любителей Альфред Стиглиц был награжден серебряной медалью. Медаль он получил из рук самого Питера Эмерсона, написавшего известную книгу «Натуралистическая фотография для изучающих искусство».

В 1890 году, вернувшись в США, Альфред Стиглиц становится совладельцем нью-йоркской компании, специализирующейся на изготовлении фотогравюр. Однако фотография остается его любовью на всю жизнь. Не удивительно, что это принесло ему до конца 19-го века более 150 наград и премий на различных конкурсах и выставках во всём мире!

К сожалению, во времена становления Стиглица как фотографа, в художественной среде не желали ставить фотографирование в один ряд с другими видами искусства. Многие художники, изучая работы Альфреда Стиглица, испытывали зависть, отдавая должное таланту мастера, но отказывались признать художественную ценность фотографий. Это дало толчок борьбе фотографа за признание фотографии равноправным субъектом мирового искусства.

В 1924 году Альфред Стиглиц развелся с женой, с которой прожил полжизни и женился на своей ученице Джорджии О’Скиф. Он был старше ее на 24 года, что не замедлило сказаться на их семейных отношениях. Время от времени вспыхивали романы между Джорджией и учениками Альфреда, начинающими художниками. Однако она всегда после этого возвращалась к мужу.

В 1927 году случилось обратное — у Альфреда возникли жаркие чувства к одной из своих подопечных, которой было тогда 22 года. Эти чувства возродили мастера к новой жизни, дали второе дыхание его творчеству. В это время он снова начинает снимать и делает это неподражаемо. По сравнению с более ранними работами, фотографии в этот период выполнены на совершенно другом уровне, что подтверждено многими историками фотографии.

Джорджия О’Скиф, будучи мудрой женщиной, оставляет Альфреда в этот период. Хотя такая ситуация и доставляет ей мучения, она мужественно пережидает и возвращается лишь тогда, когда бурный роман Стиглица и его новой пассии закончился.

В 1938 году у Альфреда Стиглица произошёл сердечный приступ, который стал лишь началом в целой серии приступов, совершенно измучивших фотографа. По иронии судьбы, Стиглиц, за всю жизнь привыкший всех контролировать и отдавать указания, стал беспомощным, как ребенок и полностью зависел от своей супруги.

Джорджия, пользуясь состоянием Стиглица, взяла в свои руки все финансовые дела мастера фотографии. Считая себя незаслуженно пребывающей в тени известного художника, она начала организовывать выставки только своих работ. Полная зависимость от жены, осознание своей беспомощности и горечь от такого незавидного финала была уделом Стиглица все последние годы его жизни.

Пребывая летом 1946 года в больнице после очередного сердечного приступа, Альфред Стиглиц, так и не придя в сознание, скончался 13 июля. По его последней воле была произведена кремация, а прах был развеян его женой над его любимым нью-йоркским озером Джордж. До конца своих дней она так и не призналась, где именно покоится гений фотографии. Она лишь намекала, что в том месте он может услышать озеро.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.