postimg
Мар 2012 08


Почти полвека прошло с момента начала войны во Вьетнаме, однако и по сей день жива память об ужасах этой бессмысленного конфликта. Вспоминая о его жертвах, нельзя не вспомнить о тех людях, которые освещали события этой войны, влияя на общественное мнение. Военных фотожурналистов можно считать авангардом антивоенного движения. Никакая речь, какой бы пламенной она не была, не сравнится по силе своего воздействия с одной единственной фотографией, вобравшей в себя всю боль, отчаяние и страх, пережитые солдатами этой войны. Французский фотограф Анри Юэ — один из наиболее известных фотожурналистов, показавший общественности настоящий Вьетнам без прикрас. Этот человек, который так много сделал для прекращения войны, сам стал ее жертвой.

Анри Юэ появился на свет в апреле 1927 года во Вьетнаме в семье французского инженера. Когда Анри было пять лет, они перебрались во Францию, где он и получил образование. С Вьетнамом Анри связывали не только детские воспоминания – его мать была вьетнамкой, поэтому он мог считать эту страну своей второй родиной. Обладая художественными задатками, после окончания школы он начал изучать изобразительные искусства и планировал стать художником. Однако заняться живописью ему так и не пришлось – вместо этого он пошел в армию. Его художественное образование послужило причиной решения руководства об отправке его на курсы фотокорреспондентов. После окончания обучения двадцатидвухлетний Анри Юэ вернулся в страну, где он родился – во Вьетнам.

Уже в то время во Вьетнаме шла война – задолго до высадки первых американских пехотинцев вьетнамцы вели военные действия за свою независимость с французским колониальным режимом. В 1954 году, после окончания войны, в результате которой страна разделилась на два государства, независимых друг от друга, Анри Юэ остался во Вьетнаме. Он поступил на службу в фотоагентство United Press International уже в должности гражданского фотографа.

Однако работать в качестве гражданского лица Анри Юэ пришло недолго — в 1957 году во Вьетнаме опять началась война. Он перешел в агентство Associated Press и вскоре на обложках журналов появились его первые фотографии о событиях новой войны. Анри Юэ был не сторонним наблюдателем, а непосредственным участником освещаемых им событий. Его фотографии вызывали большой резонанс у американской общественности. Драматичный снимок военного медика оказывающего помощь раненному товарищу, который был помещен на обложку Time, стал настоящим символом тех страданий, которые выпали на долю простых солдат в этой войне.

Другим снимком, принесшим ему известность, стала фотография отпевания убитой вьетконговцами военной корреспондентки Дики Шапель – к сожалению, она была не первой и далеко не последней журналисткой, которая погибнет во Вьетнаме, собирая материал для своего издания. Не менее тяжелый, пронзительный снимок – это тот, на котором медик борется за жизнь тяжело раненного солдата, делая ему искусственное дыхание. Описанная сцена попала в объектив Анри Юэ в ходе боя, который развернулся неподалеку от Сайгона, летом 1967 года.

На фотографиях Анри Юэ предстает вся правда войны — тяжелая, жестокая правда о том, как ничтожна цена человеческой жизни среди рвущихся снарядов, горящего напалма и джунглей, полных смертельных ловушек. Обезображенные трупы людей здесь обычное явление. Это царство смерти: тут очень легко остаться навсегда среди заболоченных низин и враждебных джунглей.

Работы Анри Юэ стали весовым вкладом в прекращение войны во Вьетнаме. Его фотографии были на транспарантах демонстрантов, выступающих против продолжения этого военного конфликта, они использовались в качестве иллюстраций к многочисленным публикациям активистов антивоенного движения.

В 1967 году Анри Юэ был награжден золотой медалью Роберта Капы – самой высокой наградой для военного фотожурналиста. К сожалению, этот талантливый фотограф повторил судьбу легендарного Роберта Капы – он погиб в ходе выполнения очередного задания. Группа фотожурналистов, в которую входил и Анри Юэ — журналисты из Newsweek, Life и других изданий, в феврале 1971 года вылетела к месту, где в данный момент шли бои. В пути у вертолета произошел сбой в системе управления, он потерял курс и вскоре оказался над территорией противника, где и был сбит. Все, кто находился на его борту, включая Анри Юэ, погибли.

Обломки вертолета были обнаружены лишь спустя 27 лет, в 1998 году. На месте крушения были обнаружены обломки фотооборудования, кусочки пленок, а также взяты образцы ДНК пассажиров вертолета. Так как их оказалось недостаточно для идентификации всех погибших, часть из них, в том числе и Анри Юэ до сих пор официально считаются пропавшими без вести.

В 2008 году останки тел, найденных на месте крушения, были захоронены в Вашингтоне в братской могиле, расположенной на территории Newseum — Музея новостей.

Страница 1 из 11
63 / 0,888 / 57.17mb