Ансел Адамс – поэт красот американского запада


Ансел Адамс – настоящий классик, один из столпов западной фотографии старой школы. Это имя известно фотографам многих поколений, а его творчество вдохновило немало современных авторов, впоследствии ставших популярными. Свою известность Ансел Адамс приобрел в основном благодаря черно-белым снимкам пейзажей американского запада, а также своей активной природоохранной деятельности. О популярности его фотографий говорит один красноречивый факт: его снимок «Вершины Ти́тона и река Снейк» был среди тех 116 снимков, которые были отобраны в качестве своеобразной «визитки» нашей планеты для внеземных цивилизаций. Эта «визитка» была отправлена в космическом межпланетном аппарате «Вояжер», который на данный момент уже удалился на миллионы километров за пределы нашей солнечной системы.

Ансел Адамс появился на свет в Сан-Франциско 20 февраля 1902 года в семье представителей высшего света Оливии и Чарлза Адамс. Предки Ансела по матери были богатыми промышленниками, еще с начала восемнадцатого века мигрировавшими в Новую Англию из Северной Ирландии. Детство Ансела прошло в красивейших местах, в доме его деда на берегу пролива Золотые ворота. С самого раннего возраста будущий фотограф впитывал в себя красоту природы и удивлялся ее невероятной мощи.

В 1906 году, в возрасте четырех лет Ансел едва не погиб во время мощнейшего землетрясения, повергнувшего Сан-Франциско в руины. Благодаря счастливой случайности он отделался лишь травмой носа, последствия которой остались у него на всю жизнь. Беда не приходит одна – через год наступил финансовый кризис, из-за которого уровень жизни семьи Адамсов существенно снизился. Вследствие этого родители Ансела решили забрать его из школы и дать ему домашнее воспитание.

Свернутый на бок нос и редкое заболевание, из-за которого нарушается способность к чтению и письму привели к тому, что Ансел рос нелюдимым, робким и замкнутым ребенком. По этой причине идею домашнего воспитания он воспринял с энтузиазмом и нельзя сказать, что он от этого проиграл – благодаря обучению на дому он преуспел в музыке, игре на фортепьяно и в греческом языке. Незаурядные музыкальные способности и редкая память позволили ему в 16 лет начать зарабатывать на жизнь, работая пианистом.

Увлечение Ансела фотографией началось с подаренной отцом фотокамеры Kodak Box Brownie, испытывать которую будущий классик фотографии отправился в национальный Йосемитский парк, раскинувшийся в горах Сьерра-Невада. Это путешествие имело далеко идущие последствия – Адамс открыл для себя фотографию и познакомившись с представителями клуба «Сьерра», занимающегося охраной и защитой заповедных мест, сам стал его членом. Его первые фотографии были опубликованы в бюллетене этого клуба в 1922 году, Кроме этого именно в «Сьерре» он познакомился с Вирджинией Бест, своей будущей женой.

Спустя пять лет Адамс пишет, что его работы не имеют аналогов и уже достигли уровня, необходимого для того, чтобы показать их миру. Используя свои связи в мире бизнеса, Адамс продает свой первый сборник работ за 4000 долларов и сразу получает много заказов от состоятельных ценителей фотоискусства.

Работы Адамса отличает прямо таки математическая точность в балансе цвета, тона, выборе фона и композиции – именно ответственность, скрупулезность и обдуманность каждой фотографии стала причиной столь быстрого успеха. Впоследствии этот подход станет отличительной чертой, главной особенностью его фотографий.

К тому моменту, когда в штаб квартире клуба проходит первая выставка его работ, Адамс еще не отказался от мысли стать пианистом мирового уровня. Спустя несколько лет упорной практики в игре на пианино он понимает, что достиг определенного потолка в этом занятии и большее, что его ждет – это карьера заурядного концертного пианиста.

Отказавшись от идеи посвятить музыке свою жизнь, Адамс мог сосредоточиться на фотографии, в которой на тот момент достиг уже немалого успеха. Большое влияние на его дальнейшее развитие в этом направлении оказал Альберт Бендер, бизнесмен из Сан-Франциско, хорошо разбирающийся в искусстве. Благодаря поддержке и покровительству этого человека Адамс приобрел уверенность в своих возможностях и таланте, получил стимул к изучению фотографии и совершенствовании своего мастерства.

Именно тогда Ансел Адамс оформил накопленный им опыт в собственную теорию фотографии, позже названную «Зонной теорией Адамса». Суть теории заключалась в том, что на фотографии освещенность объекта может быть разделена на десять зон от самого темного до самого яркого тона, при этом переход от одной зоны к другой пропорционален одной экспозиционной ступени. Другими словами теория Адамса представляла собой руководство по точному расчету экспозиции.

В 1932 году в Сан-Франциско в рамках природоохранной деятельности клуба «Сьерра» состоялась его персональная выставка, где были представлены многие работы Адамса, впоследствии ставшие классикой фотографии. Среди них был и альбом «Сьерра Невада: тропа Джона Мьюра». После успеха в Сан-Франциско Адамс впервые посетил Нью-Йорк, где состоялось его знакомство с Альфредом Стиглицем – культовым фотографом, чьи фотографии уже на тот момент выставлялись в качестве музейных экспонатов. Это знакомство означало новую веху в творчестве Адамса – Стиглиц произвел на него большое впечатление, как мастер фотографии и как личность.

Стиглиц оказал поддержку молодому фотографу в организации его первой выставке в Нью-Йорке. Кроме деятельности в «Сьерре» и фотографии Адамс публикует статьи в популярных журналах о фотографии и пишет книги. К тому времени огромный труд, вложенный им в совершенствование своих фотографий, принес свои плоды – к советам Адамса прислушивались не только многие маститые фотографы, но и производители фототехники – Hasselblad и Polaroid приглашали его для участия в своих проектах в качестве консультанта.

После войны, которую Адамс провел в должности штатного фотографа на службе в МВД США, он нашел новое направление для реализации своей творческой энергии – Адамс стал деятельным участником формирования в США образовательной системы, обучающей искусству фотографии. В 1946 году Адамс образовал в школе искусств в Калифорнии первый в США факультет фотографии.

В 1966 году он стал почетным членом академии точных и гуманитарных наук, а также единственным фотографом, трижды ставшим стипендиатом фонда Гуггенхейма. В 1980 году Адамс был награжден Президентской медалью Свободы, которая была ему вручена Джимми Картером, на то время действующим президентом США.

22 апреля 1984 года, в возрасте 82 лет Ансел Адамс скончался. За свою творческую карьеру он внес огромный вклад в сокровищницу мирового фотоискусства – за всю жизнь Адамсом было создано около десяти тысяч работ, проведено более 500 выставок во многих городах мира. Сегодня творческое наследие мастера принадлежит студии «Ansel Adams Gallery», которой управляет его семья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.