Ара Гюлер: фотография – это живая история


Ара Гюлер – это Анри Картье Брессон Востока. В творчестве этого неординарного человека отражены особенности двух культур, представителем которых он являлся. Несмотря на то, что Ара Гюлер армянин по происхождению, все его творчество неразрывно связано с Турцией и Стамбулом. Он никогда не считал себя мэтром фотографии, даже тогда, когда к нему пришла известность. Гюлер утверждал, что он скорее летописец, отражающий вехи происходящего в своих фотографиях, и его фотографии не обладают художественным значением.

Несмотря на это, сегодня Ара Гюлер признан во всем мире, как один из самых значимых фотографов двадцатого века. Его выставки неоднократно и с большим успехом проходили по крупнейшим городам мира. И турки, и армяне – представители исконно враждебных друг другу культур, единодушны в признании творчества Ары Гилера как лучшего фотографа, работавшего в жанре уличной съемки.

Стамбул – это один из самых древних и многонациональных городов на Востоке. Именно в этом городе с древнейшей историей и родился в 1928 году Ара Гюлер. Его семья жила в «греческом» районе, который был известен во всем городе своими лавками антиквариата и книжными магазинами. С самого рождения Ара находился в среде творческих людей, что и определило круг его интересов. Еще подростком он устроился на киностудию и параллельно посещал школу драматического театра, которая была организована Мухсином Эртугрулом – знаковой фигурой среди творческой элиты Стамбула, основателем стамбульского театра.

После поступления в 1950 году в университет, Гюлер заинтересовался фотографией и приобретя в ней некоторый опыт, стал фотокорреспондентом популярной газеты «Новый Стамбул». Шло время. Турция, до середины двадцатого века остававшаяся страной, закрытой от западного влияния, во второй половине столетия взяла курс на сближение. В 1958 году один из самых крупных в США издательских корпораций «Time-Life» открыл в Турции свой филиал. Администрация филиала издательского дома предложила Аре Гюлеру должность официального представителя на Ближнем Востоке. Гюлер, который на этот момент уже начал набирать популярность, уже обладал опытом подобной работы для западных изданий — к тому времени он уже сотрудничал с такими европейскими изданиями, как London Sunday Times, Stern и Paris Match.

Настоящая известность пришла к Гюлеру в 60-тых годах после знакомства с Марком Рибу и фотографом, который еще при жизни стал классиком – Анри Картье Брессоном. Они предложили ему членство в элитарном фотоагентстве «Магнум» и Ара Гюлер соглашается на это предложение.

В «Магнуме» карьера Гюлера стремительно пошла вверх. Уже спустя год после вступления в фотоагентство ему была вручена награда «Мастер «Лейки». Он получил не только неограниченную творческую свободу, но и возможность снимать в любой стране мира, делать фотопортреты и брать интервью у известных во всем мире политиков, деятелей театра, живописи и кино. Гюлер снимал таких знаменитостей как Сальвадор Дали, Уинстон Черчилль, Бертран Рассел, Арнольд Тоби, Пикассо и многих других.

Популярность Гюлера как фотографа достигла своего пика в 60-тых годах. Тогда популярное английское издание «The British Journal of Photography Year Book» назвало его одним из семи наиболее значимых фотографов в мире.

В чем причина успеха работ Ары Гюлера? Его творчество задевает какие-то тонкие струны в душах людей, оно наполнено каким-то особым чувством открытости, сопереживания чужим трудностям и страданиям. Он говорит о том, что его снимки – это отражение испытанных им чувств: «То, что происходит вокруг нас, не должно кануть в небытие. Если меня что-то взволновало, затронуло, я хочу поделиться своими чувствами с другими, хочу остановить в вечности радость, горе, страхи и моменты озарения, свидетелем которых я являюсь, общаясь с людьми. Время может превратить в прах целые города, но человеческие драмы живут и будут жить еще столетия».

За свою творческую карьеру Гюлер фотографировал сотни знаменитостей, но наибольшую известность он приобрел благодаря своим меланхоличным, философски отрешенным фотографиям Стамбула. Этот город оживает в его фотографиях. Простые городские виды, лица людей, каменные улочки, сцены повседневной жизни горожан создают какой-то особый незабываемый восточный колорит.

Свой собственный стиль уличной съемки Гюлер описывает так: «В кадре не должно быть и тени намека на присутствие фотографа, иначе съемка превратится в балаган. Фотограф должен быть не только сдержанным – он должен стать тенью, слиться с окружением. Тайный свидетель происходящего – вот настоящая роль фотографа».

Гюлер отвечает на вопрос, является ли по его мнению, фотография искусством: «Нет. Фотография – не искусство. Она больше, чем искусство. Это одухотворенная летопись, визуальная история человечества. Только благодаря фотографии мы знаем правду. В написание исторической летописи историки вкладывают свои предубеждения, личные эмоции и предпочтения и только фотография кристально правдива. Поэтому я говорю, что фотография – за гранью искусства, она – это живая история».

В наше время творческое наследие Гюлера находится в музеях и библиотеках мировых столиц – в частности в Университете Шелдон в США, в Кельне в Музее Людвига других. Работы знаменитого турецкого фотографа экспонируются на выставках во многих странах мира, а часть оригиналов его фотографий стало достоянием частных коллекционеров.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.