Герои и злодеи Арнольда Ньюмана

«Я делаю фотографии не камерой. Я делаю их своим сердцем».
Арнольд Ньюман

Арнольд Ньюман появился на свет 3 марта 1918 года в семье продавца одежды, в Нью-Йорке. Его отец владел небольшим бизнесом по пошиву одежды и управлял несколькими маленькими гостиницами. В 30-е годы собственный бизнес бы тяжелым и неблагодарным занятием, однако, несмотря на финансовые трудности, отец Арнольда предоставил ему все возможности для развития его способностей. В то время, когда из-за кризиса многие не имели средств даже к существованию, родители нашли деньги на уроки рисования для сына.

В период с 1936 по 1938 год Арнольд проходил обучение в университете, в Майами. Впоследствии он будет вспоминать своих учителей с теплом и благодарностью, но своему художественному вкусу он скорее обязан художественным галереям и музеям, завсегдатаем которых он был. Будущий фотограф познакомился там не только с работами художников, представляющих новое искусство – Шагалом, Матиссом, Пикассо и другими, но и с творчеством фотографов, работы которых оказали на него большое влияние – Стейхена, Стиглица и Стренда.

В 1938 году произошло событие, из-за которого самостоятельная жизнь для Арнольда началась несколько раньше, чем он ожидал – банк, где его отец хранил все свои сбережения, «лопнул». Его семья за одну ночь лишилась средств к существованию, а Арнольд с этого момента был вынужден бросить учебу и зарабатывать на жизнь.

В то время тотальной безработицы заработать рисуя картины было несравненно труднее, чем работа фотографа. Арнольд, который после разорения своей семьи переехал в Филадельфию, даже не имел возможности приобрести фотокамеру. Его первый фотоаппарат одолжил ему дядя и в течение трех лет будущий классик фотографии работал в дешевых студиях, получая 20 долларов в неделю за достаточно тяжелый труд – в день ему приходилось делать около ста фотографий.

Арнольд воспринимал свою работу как временную необходимость, ожидая того момента, когда кризис закончится и он сможет вернуться к своему мольберту и краскам. Однако его планам не суждено было сбыться – к живописи он так не вернулся. Когда он мог это сделать, поздно было что-то менять – к тому времени его работы уже были выставлены в Музее современного искусства, а сам он был признанным мастером фотографии.

В фотографии Арнольд Ньюмен не признавал безликости, отсутствия какой бы то ни было информации о том, кто изображен на снимке – еще будучи молодым фотографом, он начал свои творческие эксперименты, создав стиль, который впоследствии назовут «environmental portraiture» — портретом в естественной обстановке.

Самое сильное «ускорение» карьера Арнольда Ньюмана получила благодаря Альфреду Стиглицу. Этот человек еще при жизни стал настоящей легендой в мире фотографии. Его авторитет был непререкаем и одобрение значило очень много. После встречи Стиглица и Ньюмана состоялась первая выставка молодого фотографа в небольшой, но обладающей известностью галерее «A-D», принадлежащей Роберту Лесли. Спустя некоторое время после этого Музей Современных Искусств приобрел несколько работ Ньюмана. В то время, когда фотографии, потеснив живопись, еще только начинали экспонироваться в музеях, это было очень значимым событием в карьере фотографа.

С этого момента Арнольд Ньюман начал набирать популярность. Он фотографировал известных политиков, художников, артистов, писателей, даже президентов – благодаря своему занятию он лично познакомился с десятью президентами США. Однако не президенты снискали ему настоящую известность. Действительно знаменитым его сделал Альфред Крупп.

Этот человек – одна из самых одиозных личностей двадцатого века. В течение всей второй мировой войны на его оружейных заводах в самых ужасных условиях работали сотни тысяч мужчин, женщин и детей, вывезенных с захваченных нацистами территорий. На их поте и крови он делал многомиллионное состояние, исправно снабжая оружием немецкую военную машину.

После победы СССР и его союзников над фашистской Германией Альфред Круп был признан военным преступником и посажен в тюрьму. Однако там он провел немного времени – ему не только дали свободу, но и вернули все его огромное состояние, нажитое на крови и смерти.

Получив задание от журнала «Newsweek», Ньюмен сначала отказался – он считал Круппа настоящим чудовищем, что было недалеко от истины. Однако задание было слишком интересным, чтобы от него отказаться, и он принял предложение.

Попасть на прием к Круппу оказалось непросто – его достаточно грубо осадили, буквально указав на дверь. Однако Ньюмен проявил характер, треснув кулаком по столу и в лучших традициях нацистов заорав на свиту Круппа, потребовал немедленно проводить его к нему. Это тотчас подействовало, и вскоре встреча состоялась.

Крупп, не подозревая в каком свете фотограф планирует сделать показать его миру, был вежлив и ознакомившись с работами Ньюмена сказал ему, что они великолепны и тот непременно должен его сфотографировать. Во время съемки фотограф сделал много проб, но ни один из снимков его не устраивал – они не отражали то, что ему было нужно.

Тогда он попросил Круппа немного податься вперед. Когда тот выполнил его просьбу, Ньюмен замер, боясь упустить момент – это было настолько точное совпадение с тем, что представлял собой Крупп, что фотограф просто не мог в это поверить. Быстро сделав снимок, он отказался от приглашения остаться на ужин и постарался как можно быстрее убраться с враждебной территории. От Круппа можно было ожидать чего угодно, вплоть до покушения на убийство.

Одна единственная фотография оказалась страшным оружием. Круппа запомнили именно таким, каким он предстал на фотографии, сделанной Арнольдом Ньюманом — мрачным, отталкивающим злодеем, настоящим душегубом. Сам Круп только закрепил этот образ – придя в бешенство после публикации фото, он пообещал посчитаться с фотографом и пригрозил, что использует все свое влияние для того, чтобы Ньюман стал В Германии персоной нон-грата.

Арнольд Ньюман, как и многие творческие люди, дожил до глубокой старости. В начале двадцать первого века его творчество словно заново открыли – в этот период после долгого перерыва снова возобновился интерес к фотографии, как к одному из видов современного искусства.

Знаменитый фотограф работал над новыми книгами и проектами до самой смерти. Он, словно чувствуя, что времени осталось мало, сказал незадолго до своей смерти, последовавшей от внезапной остановки сердца 6 июня 2006 года: «Я делаю фотографии не камерой. Я делаю их своим сердцем».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.