Бесконечный путь Йозефа Судека


«Я занимаюсь фотографией, потому что еще не умею этого делать. Если бы я умел, я бы ей не занимался».
Йозеф Йозеф Судек

Йозеф Судек появился на свет в городе Колин, что расположен в Богемии, нынешней Чехии 17 марта 1896 года. После приезда в Прагу в возрасте 14 лет он обучился профессии переплетчика и с того же времени впервые начал интересоваться фотографией.
Основным увлечением будущего фотографа тогда была музыка. Его творческие эксперименты с фотографией продолжались недолго – началась Первая мировая война, Йозеф был мобилизован и попал на итальянский фронт.

Он выжил, выбравшись из мясорубки этой страшной войны живым, однако полученное им ранение в результате обернулось тяжелой гангреной, и он потерял руку. После этого Йозеф провел три года в военном госпитале, вернувшись к своему увлечению фотографией. Она помогала ему отвлечься от мыслей о своем новом положении инвалида, тяжелых мыслей и невыносимо долго тянущегося времени.

Тогда фотография не представлялась ему способом, которым можно заработать на жизнь, скорее она была для него утешением и возможностью заняться творчеством. Все его письма и заметки того времени, которые впоследствии изучали биографы Судека, говорят о том, что он переживал тяжелейшую психологическую травму, связанную с крушением его надежд из-за потери руки. В частности о том, насколько остро Йозеф переживал эту потерю, говорят его записи о поездке в Италию, спустя почти десять лет после того трагического дня, когда он был ранен.

Будучи в памятных для него окрестностях Милана, он ушел от друзей и начал искать место того боя, где он был ранен десять лет назад. Он пишет о том, что нашел тот заброшенный дом, в который его под огнем противника занесли товарищи. Одного он там не нашел – своей потерянной руки. Это чувство ущербности, потери чего-то очень важного красной нитью проходит через все написанное им о времени своей молодости.

В 1920 году, после выхода из госпиталя, Йозеф начал искать работу. Он задумывается о собственном деле, но вовремя понимает, что торговля и работа конторским служащим – это не для него. Тогда он принимает решение зарабатывать на жизнь фотографией. Решение, построенное целиком на интуиции, оказалось единственно верным. Он подошел к своему выбору со всей ответственностью и поступил на фотографическое отделение полиграфического училища. В то время отделением руководил Карел Новак – популярный фотограф. Его лекции оказали значительное влияние на творчество Судека.

В двадцатые годы основными сюжетами Судека были парки его родного города и собор Святого Витта в Праге, в котором в то время проводились работы по реконструкции. Помимо фотографирования Судек в тот период занимается также и общественной деятельностью – в 1924 году он вместе с Яромиром Функе, будущим знаменитым фотографом основывают ЧФО – «Чешское фотографическое общество». Целью созданной ими организации стало освобождение искусства фотографии от сложившихся стереотипов в плане подражания живописи.

Основным местом работы Судека с 1927 по 1936 год было издательство «Druzstevni Prace», где он работал в самых разных жанрах, начиная с рекламы и заканчивая репортажами. Постоянно экспериментируя, Судек постепенно вырабатывает свой собственный, неповторимый стиль. Его творческий уровень растет вместе с его известностью: уже в 1933 году он организовывает свою первую выставку, а спустя некоторое время выступает участником международной выставки авторов, снимающих в жанре социальной фотографии.

В 1927 году знаменитый фотограф купил в пригороде Праги, в районе Мала Страна небольшое фотоателье с прилегающим к нему маленьким садиком. Место было крайне неудобное, но Судека вполне устраивало. Это ателье в течение 30 лет служило ему и домом и рабочей студией.

К середине тридцатых годов Судек стал по настоящему знаменит: о нем говорили как о самом талантливом фотографе Чехии, и как о человеке, который лучше всех остальных смог своими снимками передать красоту столицы этой страны. Его излюбленным временем фотосъемки были сумерки, когда мало прохожих, статуи кажутся живыми, и предзакатный свет создает особую, мистическую атмосферу. Судек был бесконечно терпелив – он мог часами ждать, когда солнечные лучи превратят обычный пейзаж в нечто сюрреалистическое, неземное, чтобы сделать один единственный снимок.

Его излюбленным напитком был зеленый чай с жасмином, и именно он и был его способом измерения экспозиции. Время на чашку любимого чая или прослушивание пластинки с классической музыкой и было временем экспозиции снимка. Этот нетрадиционный способ замера экспозиции впоследствии стал его визитной карточкой.

Вместе с началом фашистской оккупации Праги в 1939 году Судек потерял возможность фотографировать на улицах города. С этого момента он стал настоящим затворником, и его ателье надолго стало для него не только домом, но и объектом для съемки. К этому непростому времени относятся несколько серий натюрмортов и знаменитая серия «Окно моей студии», показывающая два мира, расположенные по разные стороны старой деревянной рамы с мутноватым стеклом.

После окончания войны Судеку потребовался ассистент. На объявление в газете откликнулась женщина, которая недавно освободилась из фашистского концлагеря. Около года Соня Булатти была ассистентом и ученицей знаменитого фотографа, однако и после ее эмиграции в США она поддерживала переписку со своим учителем, став в последствии источником интересной информации о Судеке и его биографии.

В 1961 году в столице Чехии прошла выставка, посвященная творчеству Судека, где были представлено более ста различных изображений мастера, сделанных известными художниками, фотографами и скульпторами. Йозеф Судек стал первым в мире фотографом, которому выпала такая честь.

Именно Судеку принадлежит знаменитое изречение: «Я занимаюсь фотографией, потому что еще не умею этого делать. Если бы я умел, я бы ей не занимался». Эта фраза наиболее полно отражает отношение Судека к творчеству и бесконечности познания. Он никогда не оглядывался на то, что уже было им достигнуто, будучи совершенно уверенным, что его успех – лишь начало огромного пути, который ему предстоит пройти.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.