«Черная и Белая Америка» Гордона Паркса


Имя Гордона Паркса – одного из первых фотографов афроамериканцев, ставших популярным, в Америке давно стало живым воплощением американской мечты. Гордон Роджер Паркс – salf made, «человек, сделавший себя сам» — фотограф, писатель, музыкант, кинорежиссер и журналист, родившийся в нищете и добившийся общественного признания в момент расцвета расизма, активизации Ку-клукс-клана и табличек «Только для белых»

Гордон Паркс появился на свет 30 ноября 1912 года в небольшом городке Форт-Скотт, штат Канзас, в бедной семье, где он был самым младшим из 15 детей. Его мать умерла, когда Гордону было 16 лет. Он переехал к семье одной из своих сестер, которая жила в Сент-Поле, в штате Миннесота, однако прожил там недолго: муж сестры, с самого начала невзлюбивший своего неожиданно появившегося родственника, выгнал его из дома после очередной ссоры.

Начав жить самостоятельно, Гордон в полной мере ощутил на себе всю тяжесть социального и расового неравенства, царившего в то время в американском обществе. Он брался за любую работу – работал пианистом в барах и публичных домах, помощником официанта в ресторане, валил лес в Норд-Вудс, играл в баскетбольных клубах. Его борьба за выживание продолжалась вплоть до 1937 года, когда он впервые попробовал себя в фотографии.

Это произошло на первый взгляд, случайно – 25-летний Паркс, листая журнал, наткнулся на фотографии быта рабочих-мигрантов, которые настолько его зацепили своей правдивостью, жизненностью и простотой, что он отправился в ближайший комиссионный магазин и купил свою первую подержанную фотокамеру, которая обошлась ему в 12 долларов.

Его первые опыты в фотографии оказались настолько удачными, что он почти сразу получил работу – его пригласили работать штатным фотографом магазина модной женской одежды. Дальше в его судьбу вмешался случай — на его работы обратила внимание Марва Луис, супруга известной личности — чемпиона мира по боксу в супертяжелом весе Джо Луиса. С ее подачи он переехал в Чигаго, достаточно быстро став там популярным среди состоятельных светских дам как талантливый фотограф – портретист.

Фотосъемка богатых леди с их собачками, фотосессии на показах модной одежды для состоятельных людей – все это было его работой, но не призванием. Свое призвание он видел в социальной фотографии. Большую часть своего свободного времени он проводил в черных гетто, снимая будни их обитателей.

Используя свои работы, он освещал в прессе ту несправедливость и ущемление гражданских прав чернокожих американцев, с которой он сам сталкивался каждый день. Как оказалось впоследствии, именно социальная фотография сделала его по-настоящему знаменитым.

В 1942 году получение Парксом стипендии Джелиуса Розенвальда дало ему возможность в течение одного года работать в Вашингтоне, в отделе фотографии FSA — Администрации по защите и содействию фермерским хозяйствам. Этой организацией руководил Рой Страйкер – активист, благодаря которому FSA стала чем-то гораздо большим, чем единица правительственного аппарата: она стала символом борьбы с социальным и экономическим неравенством.

Страйкер стал наставником Паркса, открыв для него новые грани мира фотографии и научив постигать саму суть явлений, которые фиксировал его фотоаппарат. Работая под его руководством, Паркс осветил изнанку внешне благопристойного Вашингтона, в котором его, «ниггера» выгоняли из ресторанов, магазинов и кафе. В Вашингтоне Паркс сделал одну из своих наиболее известных фотографий, которую он назвал «Американская готика». На этой фотографии изображена Элла Уотсон – уборщица негритянка, стоящая на фоне американского флага с веником в руках. Спустя некоторое время Паркс сделает целую серию фотографии о жизни Эллы Уотсон и всего ее семейства.

Однако в FSA Паркс проработал недолго – в том же 1942 году министерство народного хозяйства расформировали. В большинстве мест, куда потом устраивался Паркс, он сталкивался с расовой дискриминацией, однако никогда не терял чувство собственного достоинства. Когда давление оказывалось слишком сильным, он уходил, чтобы работать в журналах модной одежды, таких как «Vogue», чтобы после вернуться и с новыми силами окунуться в настоящую работу.

С 1944 года он успел поработать над проектом для компании «Standard Oil», по-прежнему снимал жителей Гарлема, в котором жил сам, делал фотоочерки из жизни рабочих, живших в небольших городках вблизи крупных фабрик. В 1948 году Гордона Паркса пригласили работать в журнал Life. Он стал самым известным чернокожим фотографом в Голливуде, руководил созданием серии документальных фильмов, рассказывающих об условиях проживания в черных гетто. Паркс является основателем жанра «черного кино» — кинофильмов, ориентированных на чернокожую аудиторию.

Самым известным фильмом Паркса стал «Шафт» (1971) – детективный боевик, который был переснят в 2000 году. В главной роли ремейка этого фильма снялся известный голливудский актер Сэмюэл Л. Джексон.

Социальная фотография Гордона Паркса помогала ему не только влиять на общественное мнение своими работами. Один из его фоторепортажей, сделанных в Бразилии – о Флавио Де Сильве, мальчике, умирающем от голода и пневмонии, в буквальном смысле спас ребенка от смерти. После публикации репортажа нашлось много жертвователей, помощь которых спасла мальчику жизнь.Собранных средств оказалось достаточно и для того, чтобы обеспечить Флавио и его семье нормальные условия проживания.

Последние годы Гордон Паркс жил в Нью-Йорке. Он скончался в 2006 году, после продолжительной болезни, в возрасте 93 лет. В 2000 году был снят документальный фильм о жизни и творчестве знаменитого фотографа. Кроме друзей, родных и коллег Паркса в этом фильме появился Флавио Де Сильва – тот самый мальчик из Бразилии, которого спас человек, посвятивший свою жизнь борьбе с неравенством и несправедливостью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.