Дон Хонг-Оай: маэстро китайского пиктореализма


Для европейцев, чья культура стала колыбелью такого вида искусства, как фотография, является привычным, что большинство признанных мастеров фотографии – французы, англичане и американцы. Эта монополия продолжалась достаточно долго и только сейчас для нас открываются таланты Азии, одним из самых ярким из которых является Дон Хонг-Оай – мастер фотографии из Китая.

О творчестве этого удивительного человека широкому зрителю до недавнего времени практически ничего не было известно – он был популярен только в своей стране. Культура Востока всегда была интровертной, замкнутой на саму себя, что и объясняет тот факт, что о Доне Хонг-Оай и его работах в США и Европе узнали незадолго до смерти мастера.

Великий китайский фотограф пиктореалист появился на свет в Кантоне, в Китае. Он рано лишился родителей. После их смерти Дон попал во Вьетнам, где в одной из фотографических студий Сайгона его приняли в качестве подмастерье.

Дон осваивал все тонкости фотоискусства с самого юного возраста: когда он попал в портретную фотомастерскую, ему едва исполнилось семь лет. Более того – ему очень повезло с наставниками. Одним из его учителей был Лонг Чин-Сан – самый известный практик китайского пиктореализма — нового для того времени жанра фотоискусства.

Это направление зародилось в сороковых годах в Гонконге как один из способов адаптации тонкостей древнейшего китайского изобразительного искусства под особенности восприятия европейцев. Эта техника подразумевала совмещение нескольких негативов и внесения элементов живописи и китайской каллиграфии в фотографию.

Главной отличительной особенностью этой техники был ярко выраженный акцент на поэзии линий, сочетающийся с особой лаконичностью, минимализмом и использованием характерных для Китая мотивов – деревьев, горных пейзажей, птиц и рек. Азиатский пиктореализм не зацикливается на реалистичности изображения: напротив, в нем очень сильна роль аллегорий и ассоциаций.

Эта техника в исполнении Дона Хонг Оай – уже зрелого, состоявшегося мастера представляет собой удивительное сочетание изящного стиля классической китайской живописи с мастерски подобранной композицией. Элементом, придающим работам Дона Хонг-Оай особое очарование Востока, является гармония линий. Единство духа и стиля, органичность изящества линий пейзажа и легкой вязи китайских иероглифов создают непередаваемое ощущение полноты, завершенности его работ.

К двадцати годам Дон Хонг-Оай уже был авторитетным мастером фотографии и преподавал во Вьетнамском Университете Искусств. В начале 60-тых годов в его спокойную, размеренную жизнь ворвалась война. Насилие, кровь и боль этой страшной количеством своих жертв войны не нашли отражения в творчестве Дон Хонг-Оай – для него оно было за пределами человеческого страдания и человеческого счастья.

Этим Восток отличается от Запада: если для европейца фотография в основном служит инструментом отражения объективной реальности, то для китайцев она является отражением их эстетических переживаний, внутренней гармонии, общности с Первоисточником.

Однако маэстро китайского пиктореализма все-таки пришлось покинуть свою вторую родину – в 1979 году он, вместе с другими нелегальными эмигрантами, перебирается в США, в Калифорнию. Для жителей этой страны, развязавшей войну, Дон Хонг-Оай был лишь одним из сотен тысяч безымянных переселенцев, не владевших языком и готовых работать за еду.

Один из самых талантливых китайских фотографов 20 века более двадцати лет жил в полной неизвестности, нисколько не страдая от этого. Спустя некоторое время после иммиграции он обзавелся собственной маленькой фотостудией в Китайском Квартале Сан-Франциско. Так он зарабатывал на жизнь и получал возможность раз в несколько лет возвращаться на родину – за новым материалом, новыми впечатлениями и вдохновением для своих новых работ.

Для Дона Хонг-Оай важна индивидуальность, самобытность того, что он делает. О роли личности автора в его творчестве он говорил так: « Любой может сделать красивую фотографию, изображающую пейзаж в Китае. Ценность таких снимков убивает то, что все они схожи между собой. Мои работы тем и ценны, что таких уже никто не сделает». И это не просто слова. Забота об уникальности своих работ – это непременная деталь его творчества: на каждом своем снимке Дон Хонг-Оай вручную писал его название и ставил миниатюрную печать, заменяющую ему личную подпись.

Творчество Дона Хонг-Оай уникально. Ему удалось решить практически непосильную задачу – виртуозно объединить фотографию и тонкую, словно затейливый иероглиф, китайскую живопись. В его работах Восток объединился с Западом, реалистичность, документальность европейского искусства органично объединилось с азиатской аллегоричностью и недосказанностью.

Слава и признание, к отсутствию которых мастер относился философски, пришли к нему за несколько лет до его смерти. Однако за этот короткий промежуток времени Fotokina, Kodak, Ilford и другие компании буквально засыпали его престижными наградами. Дон Хонг-Оай стал членом швейцарской Интернациональной Федерации Фотоарта и Chinatown Photographic Society.

Донг Хонг-Оай скончался в июне 2004 года, на пике своей славы. К этому моменту его снимки уже стали желаемым приобретением для коллекционеров, в США неоднократно проводились выставки его работ, а на родине его творчество стало классикой и вдохновением для нескольких поколений фотографов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.