Эдвард Стейхен: фотография нужна для взаимопонимания

Фотография способна запечатлеть всю гамму чувств, записанных на лице человека: красоту земли и неба, которую он унаследовал, а также все добро и зло, созданное им самим. Фотография – это средство, которое помогает человеку понять человека.
Эдвард Стейхен

Эдвард Стейхен появился на свет 27 марта 1879 года в городе-государстве Люксембурге. Вскоре после его рождения семья Стейхенов эмигрировала в США. В детстве у Эдварда рано проявились дарования к изобразительному искусству, в школе рисование было одним из его главных увлечений. Закончив школу, он устроился на работу в компанию по производству литографий, начав с подмастерье и за несколько лет поднявшись до дизайнера.

В молодом возрасте Эдварда отличало неутолимое стремление к познанию нового, он самостоятельно изучал историю искусства, которое более всего его интересовало. В библиотеке, где он был завсегдатаем, он впервые познакомился с творчеством Альфреда Стиглица – одного из самых известных фотографов, который уже при жизни стал легендой мира фотографии. Именно его работы оказали большое влияние на стиль будущего фотографа.

Тогда Эдвард открыл для себя такое направление искусства, как пикториализм, который являлся противоположностью идеи о том, что фотография – это просто способ копирования реальности. В то время, в 1890-х годах и начал формироваться стиль знаменитого фотографа, который впоследствии принесет его известность – ощущение нематериальности пространства, размытость ландшафта и силуэтов, природа, словно подернутая какой-то призрачной дымкой.

В 1904 году, результатом его долгих экспериментов с технологией автохромирования стала цветная фотография «Озеро в лунном свете». Этот снимок спустя много лет стал предметом «охоты» для многих коллекционеров: во-первых, это был один из первых известных фотографий Стейхена, к тому же технология, использованная для его создания, была революционной – Стейхен стал первым американским фотографом, получившим «стабильную», не блекнущую цветную фотографию.

Спустя столетие после создания этой фотографии она была продана на аукционе за баснословную сумму – 2 миллиона 928 тысяч долларов.

В 1917 году, спустя три года после начала Первой Мировой войны, Стейхен отправляется во Францию в должности эксперта по аэрофотографии. Его военная карьера продолжается до 1919 года, когда он в звании подполковника был демобилизован. Стейхен не захотел покидать Францию, переехав в окрестности Парижа, в городок Вуланжи. Помимо живописи и фотографии он нашел себе еще одно увлечение – выращивание садовых цветов, в чем достиг признанного мастерства.

Однако Стейхен был не из тех людей, которые готовы довольствоваться своими достижениями в выращивании лютиков, георгинов и роз. В 1923 он кардинально меняет весь свой сложившийся уклад жизни – бросает садоводство и живопись, уничтожив при этом все свои картины, и возвращается в США.

Вернувшись в Америку, он с головой окунулся в новый для себя род деятельности – коммерческую фотографию, приняв предложенный ему пост главного фотографа двух популярных светских журналов: «Vogue» — о новых тенденциях в мире моды и «Vanity Fair» — аналоге современных журналов о жизни звезд. В то время зарабатывать на жизнь коммерческой фотографией для человека искусства было чем-то низменным и достойным всяческого осуждения. Стейхен был подвергнут достаточно жесткой критике со стороны фотографов с именем, включая своего главного вдохновителя и «крестного отца», открывшего для него новую грань фотографии – Альфреда Стиглица.

Поддавшись этой массированной атаке за «предательство цели и смысла высокого искусства», Стейхен некоторое время не подписывал свои фотографии, однако спустя некоторое время рядом с его снимками в курируемых им журналах снова появилось его имя. В течение пятнадцати лет, до 1938 года Эдвард Стейхен был в числе лучших фотографов моды, кинозвезд и прочих знаменитостей. Кумиры миллионов считали лестным для себя приглашение на фотосъемку от Эдварда Стейхена, ставшего к тому времени настоящей иконой гламурной фотографии. Он снимал Чарли Чаплина, Гарри Купера, Грету Гарбо, Анну Мэй Вонг, Марлен Дитрих и многих других звезд, блиставших на небосклоне американского кинематографа и эстрады.

Именно Эдвард Стейхен по сути и основал тот самый стиль модной, гламурной фотографии, или как ее сейчас называют, fashion фотографии. Основанный им стиль в настоящее время остался прежним – изменились лишь технологии и инструменты его создания.

Несмотря на достигнутые им успехи, в 1938 году Стейхен снова резко меняет размеренный ход событий своей жизни. Он бросает гламурную фотографию и отправляется в Коннектикут, на отдаленное ранчо и занимается тем, чем ему на данный момент действительно хотелось заниматься – разводит лошадей и выращивает цветы.

С началом Второй мировой войны в 1939 году Стейхен снова предпринимает попытку попасть на фронт в качестве добровольца. Ему снова отказывают, на этот раз в связи с преклонным возрастом, и предлагают пост директора военного института фотографии. В ходе своей работы на правительство Стейхен достигает больших успехов на ниве пропаганды: комитет национальной обороны поручает ему провести выставку, целью которой является подготовка общественности к решению, которое в ближайшее время могло принять правительство США – вступление в войну с Германией и ее союзниками.

Организованная Стейхеном выставка «Дорога к победе» имела большой успех, как у критиков, так и у широкого зрителя. Новая грань работы фотографа заставила его переосмыслить многое из своих убеждений и прежнего опыта. Спустя много лет, на праздновании по случаю его 90-тия, Эдвард Стейхен сказал, что в молодости он считал фотографию одним из высоких искусств, таких же, как живопись и поэзия. Однако сейчас, с высоты прожитых лет, он знает, что это не так. Смысл фотографии, заявил он, в том, чтобы помогать людям разобраться в себе и способствовать взаимопониманию, и трудно себе представить более сложную и ответственную задачу.

В 1947 году Эдвард Стейхен становится директором отделения фотографии нью-йоркского Музея Современного Искусства. В свою бытность директором этого отделения он провел 46 выставок, побывавших по многих городах страны и за ее пределами. Самой значимой из проведенных Стейхеном выставок является знаменитый «Род человеческий». Этот проект, как и сама идея, был грандиозным. Эдвард Стейхен обратился с просьбой в музеи, фотоклубы, ассоциации фотографов и другие организации, связанные с фотографией, о том, чтобы они прислали бы ему свои работы, темой которых являлись бы самые разные проявления человеческой жизнедеятельности.

В общей сложности было прислано около 2 миллионов снимков со всего мира. Из этого количество в конечном счете было отобрано 500 фотографий, которые и были представлены на выставке. Ее открытие состоялось в январе 1955 года. «Род человеческий» ждал ошеломляющий успех. Выставка побывала в 38 странах и в целом за это время ее посетили более 10 миллионов человек. Культурное значение этой выставки было оценено настолько высоко, что спустя некоторое время «Род человеческий» был вписан в число памятников мирового культурного наследия Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры.

В 1962 году Эдвард Стейхен вернулся в Коннектикут на свое ранчо, где он и прожил до самой смерти. Он скончался в 1973 году, в возрасте 93 лет. За свою долгую жизнь он успел создать и добиться очень многого – каждого из свершений Эдварда Стейхена хватило бы, чтобы навсегда вписать его имя в историю фотоискусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.