Энни Лейбовиц: влюбленная в жизнь


«Если вглядитесь в мои фотографии, то увидите, что я не боюсь влюбиться в тех, кого снимаю»
Энни Лейбовиц

Энни Лейбовиц появилась на свет 2 октября 1949 года в большой семье офицера ВВС США и учительницы танцев. С самого юного возраста Энни (настоящее имя Анна-Лу) пришлось привыкать к постоянным переездам: семья полковника Лейбовица нигде не задерживалась надолго. Спустя годы Энни нашла в этой жизненной ситуации нечто похожее на акт фотосъемки: «Какие-то образы становятся частью твоего мира на короткое время, после чего ты сохраняешь их для себя и…уходишь навсегда».

Как и многие знаменитые фотографы, прежде чем определиться с делом своей жизни, Энни изучала изобразительное искусство. Однако окончить художественный институт в Сан-Франциско, куда она поступила после окончания школы, ей не довелось. Бросив учебу, Энни уехала в Израиль, за новым опытом и новыми впечатлениями.

За те полгода, что она провела в Израиле, впечатлений у нее было более чем достаточно. Она жила в израильском варианте совхоза – кибуце, представляющей собой небольшую коммуну и одновременно участвовала в археологических раскопках на том месте, где несколько тысяч лет назад стоял дворец царя Соломона. Весь свой «израильский» период Энни много фотографировала и именно в Израиле она поняла, что хотела бы посвятить свою жизнь фотографии.

В 1970 году состоялось знакомство Энни Лейбовиц с Дженом Уэннером, главным редактором «Rolling Stone» — одного из самых модных в то время журналов о музыке. Эта встреча стала для нее судьбоносной. Уэннер, в полной мере оценив потенциал работ Энни, пригласил ее в штат. Спустя несколько лет Лейбовиц стала счастливым талисманом журнала «Rolling Stone», главным и самым успешным его фотографом. Ей позировали множество звезд такой величины, как Боб Дилан и Боб Марли.

В 1980 году Энни сделала фотографию, которая в свою очередь сделала ее знаменитой на весь мир. В декабре выходил новый альбом Джона Леннона «Double Fantasy» и по заданию редакции Энни нужно было сделать несколько колоритных фотографий Леннона.

Съемка была назначена на 8 декабря. Тогда Энни еще не знала, что фотографии, которые она сделает в этот день, станут последними фотографиями Джона Леннона. Спустя несколько часов после того, как она, закончив съемку, покинет квартиру, где легендарный музыкант жил со своей женой, он будет застрелен пятью выстрелами в упор у подъезда собственного дома на 72 улице в Вестсайде.

По воспоминаниям Энни Лейбовиц, с самого начала съемка никак не шла – ей приходилось менять планы, она импровизировала на ходу, разочаровывалась и начинала все заново. Леннон отказался сниматься один. Энни попросила его с Йоко Оно позировать обнаженными, но Йоко наотрез отказалась. Тогда Энни, уже изрядно вымотанная, решила фотографировать Йоко полностью одетой, а Леннона – обнаженным, еще слабо представляя, как это будет выглядеть на фото.

На самом деле Энни попала в яблочко – эта фотография стала идеальным отражением отношений этой непростой пары: Йоко Оно, по воспоминаниям Энни, была отстраненной и холодной, как айсберг. Джон же наоборот, тянулся к ней, словно хотел удержать, не дать уйти.

Фото получилось настолько эмоционально наполненным и сильным, что Леннон был взволнован. Он потребовал у Энни, чтобы та дала ему обещание – этот снимок обязательно должен быть на обложке журнала.

Она дала ему обещание и сдержала его, но уже после его смерти.

Спустя 25 лет эта фотография выиграла конкурс «Лучшая журнальная обложка за сорок лет». Второе место в этом конкурсе завоевала обложка вышедшего в августе 1991 года журнала «Vanity Fair». Автором фотографии для этой обложки так же являлась Энни Лейбовиц. На снимке была Деми Мур, позировавшая обнаженной, будучи на восьмом месяце беременности.

В начале девяностых годов Энни Лейбовиц стала одной из самых популярных, высокооплачиваемых и «звездных» фотографов в мире. Она открывает в Нью-Йорке свою студию, где ей позируют известные художники, политики, музыканты, актеры и писатели – полный список звездных моделей Энни, если он был составлен, был бы похож на результат переписи всех знаменитостей того времени.

В этот период на судьбу, мировоззрение и творчество Энни Лейбовиц оказала немалое влияние Сьюзан Зонтаг – американская писательница, автор нашумевших книг «СПИД и его метафоры», «Магический фашизм» и многих других. Она стала для Энни неким духовным наставником, гуру творчества, который заставлял ее выходить за рамки самой себя, открывать в себе новые силы и возможности. Энни делала все, чтобы получить одобрение человека, который стал для нее и учителем, матерью и подругой. «Ты хороша, но способна и на большее» — говорила ей Зонтаг и ее вера служила для Энн самым мощным стимулом для постоянного самосовершенствования.

Под влиянием Зонтаг Энни становится более рисковой и авантюрной. Одной из таких авантюр, на которые она никогда бы не решилась раньше, была поездка в Сараево в самый эпицентр столкновения вооруженных сил сербов и албанцев. Именно по дороге в истерзанный кровопролитием Сараево Энни Лейбовиц сделала свою печально известную фотографию «Велосипед убитого снайпером мальчика». Впоследствии она рассказывала, короткую и драматичную историю этого снимка: как после того, как раздался звук выстрела, на дорогу перед их автомобилем упал ехавший на велосипеде мальчик. Они пытались его спасти, отвезти в госпиталь, но по дороге туда он умер.

В 1999 году Энни Лейбовиц в соавторстве со Сьюзан Зонтаг выпускает книгу, названную «Женщины», в которую вошли более 200 фотографий представительниц прекрасного пола самых разных возрастов, национальностей, цвета кожи, профессий и вероисповедания. Книга стала неким собирательным портретом Женщины конца 20 века – артистки, солдата, политика, боксера, учителя, космонавта, сестры, матери и дочери, словом Женщины с большой буквы.

Последний из выпущенных Энни фотоальбомов называется «Жизнь фотографа. 1990-2005» и представляет некую фотоисповедь, хронику эмоций, в которую входят личные фотографии Энни вместе со снимками звезд кино, музыки и моды. Книга вобрала в себя радость и потери, счастье созидания и боль утраты – в этот период Энни потеряла и подругу и отца, который скончался в 2005 году. В предисловии к фотоальбому она написала: «У меня только одна жизнь. Все мои фотографии, как сделанные по заказу, так и личные – это часть моей жизни».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.