Ева Арнольд: королева «женской» фотожурналистики


К фотоагентству Magnum Photos всю историю его существования было применимо слово «самое». Самое первое фотоагентство в мире, самое крупное и самое престижное объединение фотографов – профессионалов. Еще Magnum Photos объединил в себе самых талантливых и самых неравнодушных фотожурналистов со всего света и стал стартовой площадкой для карьеры удивительной женщины – Евы Арнольд, первой женщины-фотографа, которая была принята в этот мужской клуб профессионалов.

Ева Арнольд появилась на свет 21 апреля 1912 года в Филадельфии, США в малообеспеченной семье эмигрантов из России. Хотя Ева с детства мечтала стать врачом, ее родители не могли обеспечить ей медицинское образование. Она никогда не задумывалась о карьере фотографа – женщина-фотограф в том время была такой же редкостью, как сейчас мужчина – няня в детском саду. В фотографию она попала случайно – сначала просто занималась ей как хобби, пока однажды ей не предложили попробовать сделать серию снимков на заказ.

Ее профессиональное образование хотя и было недолгим, зато проходило под руководством одного из самых авторитетных мастеров фотографии того времени – Алексея Бродовича, в журнале Harper’s Bazaar, в котором он занимал пост арт-директора. С того времени она официально нигде не училась фотографии, однако это не помешало ей достичь высокого профессионального уровня.

Первым крупным профессиональным успехом для Евы Арнольд стала фотосессия Мэрилин Монро, которую она делала в начале пятидесятых годов. В то время Мэрелин Монро еще была Нормой Джин: женщина, навсегда изменившая Голливуд, была еще никому не известной начинающей актрисой. Спустя несколько лет Монро стремительно взлетела на голливудский Олимп. После этого образы кинодивы, созданные Евой Арнольд и собранные в отдельный фотоальбом, который был назван «Marilyn Monroe: An Appreciation», стали едва ли не визитной карточкой Монро и печатались в самых разных изданиях.

В 1955 году ее пригласили стать членом тогда еще молодого фотоагенства «Магнум». Она стала первой женщиной – фотожурналистом, которая присоединилась к этому сообществу фотографов — документалистов. С того момента перед ней открылись большие возможности. Она объездила практически весь мир, по заданиям агентства побывав на ближнем Востоке, в Африке, Китае, Европе, Афганистане, России и ряде других стран. Она снимала знаменитостей из мира кино, театра и искусства, известных политиков, но главной ее темой были женщины, добившиеся признания и известности.

Создавая образы успешной, независимой женщины, которые впоследствии станут классикой, она не забывала о тех главных принципах, которые были озвучены основателями агентства: о долге фотографа документалиста освещать события современного мира. Рассказывать правду своими фотографиями, какой бы при этом неудобной не показалась бы эта правда сильным мира сего.

Ева Арнольд доказала, что Роберт Капа и Брессон не ошиблись, пригласив ее в агентство: за всю свою карьеру она осталась верна главной цели «Магнума» – свидетельствовать о любой несправедливости, независимо, от того, кто в этой ситуации угнетенный, а кто – угнетатель. Она делала сюжеты о детях, голодающих в Африке, о жертвах среди мирного населения во время военных конфликтов, о нищете, в которой жили чернокожие в США и тех преследованиях, которым они в то время подвергались.

Ее всегда привлекали простые люди и их судьбы, она всегда искала тот момент, который, будучи запечатлен в фотографиях, заставил бы других сопереживать, вне зависимости от разницы в мировоззрении, культуры и социального положения. К примеру, одними из наиболее известных сюжетов такого рода стали снимки супругов, готовящихся развестись, которые были сделаны в СССР, в советском суде. В другом сюжете были три вдовы мусульманки, которые вместе идут, чтобы посетить могилу общего мужа.

В 1980 году с большим успехом прошла персональная выставка Евы Арнольд. Темой выставки был Китай, а проведена она была в Бруклинском музее в Нью-Йорке. В том же году Международным центром фотографии Еве Арнольд был присвоен титул “Лучший фотограф”. Спустя шесть лет она выиграла престижную премию “Krasna-Krausz Book” за серию своих работ, которая называлась «Оглядываясь назад» (“In Retrospect”). В 2003 году за свои заслуги в области фотографии она удостоилась государственной награды – ей присвоили почетное звание кавалера Ордена Британской Империи. В 97 лет она стала победителем Sony World Photography Awards — Международного конкурса фотографии.

Ева Арнольд прожила долгую, удивительную и полную радости творчества жизнь. Празднуя свое девяностолетие в 2002 году, произнося речь на встрече бывших и настоящих членов фотоагенства «Магнум», она сказала: «Золотая свадьба – это радостное событие, до которого доживает далеко не каждая семейная пара. А мне повезло – я принадлежу к удивительному сообществу тех, кто вот уже пятьдесят лет работает вместе и не планирует расставаться».

4 января 2012 года на сайте фотоагентства «Магнум» был опубликован некролог – в этот день, в возрасте 99 лет скончалась Ева Арнольд.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.