Эжен Атже: человек, сохранивший Париж


Эжен Атже – в своем роде национальный герой Франции. Благодаря его кропотливой многолетней работе и таланту для потомков был сохранен тот Париж, каким его знали современники Бальзака. Огромная коллекция фотографий Парижа – работа, на которую он потратил всю свою жизнь, стала бесценным культурным наследием. Эта коллекция позволила воссоздать картины того города, которого сейчас уже нет.

Этен Анже появился на свет в Либерне – небольшом приморском городке на юго-западе Франции. Он очень рано лишился родителей, они умерли, едва ему исполнилось три года. Мальчика взял к себе на воспитание его дядя, приехавший за ним из Парижа. Детство Эжена нельзя назвать радужным: родом из бедной семьи, ставший сиротой еще в несознательном возрасте, он с самых юных лет привык к трудностям и лишениям.

Желание убежать от серой действительности, тяга к приключениям и другой, лучшей жизни толкнули его на безрассудный шаг. В 17 лет он покинул дом, в котором он провел все свое детство и отправился на поиски приключений на торговом судне, державшим курс на Южную Америку. Однако карьера моряка у него не сложилась и Эжен вернулся в Париж. Он пробовал поступить в парижский Театр Драмы, был принят, но через некоторое время из-за болезни был вынужден уйти.

Тяга к свободе, неприятие скованности и рутины определили его дальнейшие действия: он стал странствующим комедиантом, выступая в паре с актрисой, которая, так же как и Атже, стремилась к самодостаточности и свободе. Эта актриса – Валентина Компаньон, в 1886 году стала его женой. Однако, выступая перед парижанами, эта маленькая актерская труппа не смогла добиться финансового благополучия и Атже был вынужден искать другой заработок. Так как заработать актеру в Париже было несравненно труднее, чем фотографу, он решил оставить планы добиться успеха актерским мастерством и заняться фотографией.

Фотография в то время была весьма прибыльным делом, особенно портретная съемка, которая, однако, требовала немалой усидчивости, угождения клиенту, а также наличия помещения, расположенного в «проходном», оживленном месте. Ничего этого у Атже не было, в особенности желания подстраиваться под прихоти заказчиков.

Он выбрал для себя другой путь — из странствующего артиста стал странствующим фотографом. В своих странствиях Атже не покидал пределов Парижа. Каждое утро он отправлялся в свое путешествие по этому городу, который был для него неиссякаемым источником вдохновения. Каждый вечер Атже возвращался с новым материалом, которому предстояло стать новой главой в графической летописи Парижа. Эта летопись впоследствии станет делом всей жизни этого неординарного фотохудожника.

Работы Атже создавались как технический материал и предназначались для художников, декораторов и архитекторов: к примеру, французский Архив однажды сделал ему большой заказ на фотографии парижских статуй и зданий, имеющих историческое значение. То, что поначалу было лишь способом оплатить пропитание и крышу над головой, постепенно вышло за рамки «голого» документализма, становясь искусством. Снимки Атже отличала особая ясность деталей, каждый из них был проникнут особой поэтической атмосферой, построен в соответствии с его тонким эстетическим восприятием.

Нужно отметить, что в Париже того времени работали сотни фотографов, которые, также как и Атже, составляли его графическую «карту». Однако из них лишь единицы стали известными благодаря своим работам, и никому из них впоследствии не удалось затмить славу Эжена Атже — признанного мастера документальных снимков Парижа, «Уолта Уитмена фотоаппарата» как о нем говорили те, кто открыл этого мастера для широкого зрителя.

Многие снимки Атже имеют «двойников», которые были сняты другими авторами примерно в то же время. Но что удивительно: как профессиональные критики, так и неподготовленные зрители сходятся во мнении о том, что снимки Атже живут какой-то своей жизнью, полны особой поэтической тишины, чем разительно отличаются от снимков тех же зданий, статуй, улочек и площадей других авторов.

Удивительно и другое – то, чток Эжен Атже стал известен лишь перед самой смертью. За тридцать лет он создал уникальную коллекцию из более чем 10000 снимков «старого Парижа», который фактически перестал существовать после глобальной перестройки, задуманной и осуществленной бароном Османом. Все это время он жил в бедности, будучи известен в небольшом профессиональном кругу лишь как автор «графической документации» французской столицы.

Трудно сказать, как он сам оценивал свое творчество, но в течение этих тридцати лет большинство его клиентов воспринимали его в качестве «чернорабочего от фотографии», создающего необходимую им техническую фотодокументацию. Эта ситуация дала повод сравнивать Атже с Ван Гогом – знаменитый художник так же прожил всю свою жизнь в бедности и безвестности. Лишь спустя много лет после смерти Ван Гога его работы начали продаваться за миллионы долларов, став предметом охоты коллекционеров со всего мира, а само словосочетание «картины Ван Гога» стало ассоциироваться с высоким искусством.

Начиная свой долгий путь, Эжен Атже вряд ли мог себе представить, что плоды его труда, которые он продавал за бесценок, впоследствии будут объявлены частью всемирного культурного достояния. Всю свою жизнь он прожил в одной квартире на первом этаже пятиэтажного дома по улице Компань-Премьер. Эта небольшая квартирка была для него местом, где он жил, проявлял и печатал фотографии, а также встречался с клиентами, которые приобретали эти снимки. У двери его квартиры висела вывеска: «Атже – документы для художников».

Хотя Атже нельзя было назвать удачливым коммерсантом, клиентов у него хватало, причем первыми из них стали известные парижские художники, такие как Утрилло и Брак. Их интерес к работам Атже стал предметом особой гордости фотохудожника: он считал своим успехом тот факт, что популярные художники, создавая свои полотна, пользуются его работами, как напоминанием об изображаемом объекте. Кто тогда мог предположить, что имена этих художников в наше время будут знать только узкие специалисты, а имя Этена Атже станет известно во всем мире, как имя человека, с которого, фактически, и началась городская фотография?

Своей известности Атже обязан двум людям, которые не пожалели ни времени, ни сил, чтобы донести его работы до широкой публики. Первый из них – Ман Рей, знаменитый сосед Атже, живший с ним на одной улице, знаковая фигура в мире фотографии. Именно он «открыл» Атже, начал публиковать его работы и статьи о его творчестве. Второй человек – Беренис Эббот, ученица Ман Рея, фотограф из США.

На пороге своей славы, незадолго перед открытием первой выставки своих работ, Эжен Атже скончался. В том году же парижский Музей исторических памятников купил часть коллекции мастера, оставшуюся часть – 1300 негативов из стекла и 7000 отпечатанных фотографий, воспользовавшись поддержкой своих состоятельных друзей, выкупила и увезла в США Беренис Эббот.

Часть увезенных работ в 1968 году приобрел Нью-Йоркский музей современного искусства. В 1987 году Мишель Фабьян, французская писательница опубликовала биографический роман, названный «Атже и Беренис».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.