Феличе Беато – предтеча военной фотожурналистики


На протяжении нескольких десятков лет с того момента, как была изобретена фотография, в основном она рассматривалась лишь как новый способ создания портретов. К середине XIX века фотожурналистика как жанр лишь начинала зарождаться. Несмотря на то, что XIX век был богат на войны и локальные конфликты, происходящие по всему миру, их ход до определенного времени освещался без использования фотографии.

Одними из первых известных работ, сделанных в жанре военной фотожурналистики являются работы Феличе Биато – путешествующего фотографа, одного из первых европейцев, которые начали снимать в Средиземноморье и Восточной Азии.

Феличе (Феликс) Биато появился на свет в Венеции в 1832 году. Этот факт стал известен только после того, как в 2009 году было найдено его свидетельство о смерти, подтверждающее эту дату. В 1833 году его родители переехали на остров Корфу, находящийся в составе государства Ионические острова, которое было под протекторатом Великобритании. Таким образом, Биато стал британским подданным, имеющим итальянское происхождение.

О детстве и юности будущего военного фотожурналиста мало что известно. Его первые эксперименты в фотографии относятся к 1851 году. К тому времени Феличе уже жил во Франции, в Париже. Его начинания увенчались успехом, однако карьера фотографа — портретиста его не привлекала. Он не относился к фотографии, как к чистому искусству – для него она была видом бизнеса, а в этом плане в Париже была слишком большая конкуренция. Познакомившись с гравером и фотографом Джеймсом Робертсоном, Феличе вместе с ним отправляется в Константинополь. С этого момента начинается его карьера путешествующего фотографа.

В 1854 году они открывают в Константинополе свою фотостудию «Робертсон и Беато», которую можно считать первым фотоагентством. Позже к Беато присоединились брат и сестры. По заданию агентства его члены побывали в Греции, Иерусалиме, на острове Мальта, снимая там сюжеты, которые затем перепечатывались и тиражировались.

После начала Крымской войны Беато с компаньоном отправились в Балаклаву, к месту событий. Беато стал первым военным фотографом, освещавшим Крымскую войну. В 1958 году он поехал в Северную Индию, где годом раньше началось национальное восстание против британского владычества. В Индии Беато впервые начал делать снимки мест сражения, усеянные трупами.

Некоторые из современников фотографа утверждали, что Беато выкапывал тела индийских повстанцев и располагал их на месте боя так, чтобы воссоздать ход сражения и сделать драматичные, шокирующие снимки.

К 1860 году Беато вышел из партнерства и открыл свою фотостудию в Египте, в Фивах. В Китае в этот момент начался конфликт, названный Второй Опиумной войной, и Беато присоединился к англо-французским экспедиционным силам. Его снимки взятых крепостей Дагу вблизи реки Хайхэ стали первыми официальными документами этой военной компании.

Нужно отметить, что в своей работе Беато придерживался идеологии национальной фотожурналистики – в объектив его камеры никогда не попадали трупы французов и англичан, он снимал только картины победы британского оружия — убитых китайских солдат, разрушенные китайские крепости. Это делалось не из патриотизма. Основными покупателями его снимков были английские солдаты, туристы, представители управления колоний и торговцы, и такой угол зрения на происходящее, отраженный в фотографиях был продиктован коммерческими соображениями.

В самой Англии фотографии Биато доказательством мощи английской военной машины, они служили оправданием той захватнических, грабительских действий, которые проводила Англия в отношении стран Востока.

Нужно сказать, что жанр военной фотожурналистики приносил Беато более чем приличный доход. К примеру, стоимость серии фотографий, сделанных на местах сражений Опиумной Войны в Китае, превышала годовой доход, получаемый представителем среднего класса в Англии, а аналогичная серия, сделанная в Индии, стоила в два раза больше.

Нельзя не сказать о необыкновенной работоспособности Феличе Биато. Он побывал в Египте, Китае, Японии, Индии, Греции и многих других восточных странах, практически в каждой из них создавая студию и проводя большую работу по фотосъемке пейзажей, портретов местного населения и городских панорам. Кроме этого он активно занимался бизнесом – был консультантом по приобретению собственности, выступал в качестве дилера крупных компаний по продаже сумок и восточных ковров, владел долей гостиничного бизнеса, был землевладельцем и играл на бирже.

Работы Беато открывали для европейцев Восток. Большинство из его фотографий были первыми фото изображениями стран, о которых обыватели Старого Света раньше лишь читали в книгах и газетах. В 1871 году Феличе Беато побывал в Корее в качестве официального фотографа военно-морской экспедиции США. В 1884 и 1885 годах он освещал поход в Судан британских экспедиционных сил, возглавляемых бароном Волселем. Изредка Беато устраивал себе «отпуск» — к примеру, в 1886 году он вернулся в Англию и полтора года преподавал фотографию.

Однако тихая, размеренная жизнь в провинции была не по нему. Уже в 1888 году он отправился в Бирму, где организовал антикварный и мебельный бизнес, а также открыл фотостудии в бирманской Рангуне и Мандалае.

В Бирме, где он прожил вплоть до 1899 года, он и закончил свою карьеру фотографа. В связи с ухудшением здоровья в начале двадцатого века он переехал в Италию. Феличе Беато скончался во Флоренции, 29 января 1909 года.

Несмотря на то, что основным стимулом его работы была коммерция, вклад Феличе Беато в создание и становление жанра военной фотожурналистики неоценим. Более того – его работы стали уникальными историческими документами происходящих в том время событий, а для его современников это было возможностью впервые узнать о быте, обычаях и традициях иных культур.

Сейчас, полтора века спустя, большая часть его работ является частью частных коллекций, кроме этого они представлены во многих музеях самых разных стран мира – в Шотландии, в Англии, в США, во Франции и в России.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.