Ирвин Пенн и его американские инстинкты


В 1991 году знаменитый учитель Пенна — Александр Либерман написал о той встрече, которая состоялась 50 лет назад:: «Это был молодой американец без галстука и в спортивной обуви. Тогда меня просто шокировала его прямота, удивительная немногословность и свобода в принятии решения. Я назвал это американскими инстинктами Пенна — именно то, что позволяло ему проникать в саму суть вещей».

«Я хочу создавать фотографии, а не предметы потребления» Ирвин Пенн

Ирвин Пенн уроженец города Плэйнфилд, что в штате Нью-Джерси, где он появился на свет 16 июня 1917 года. Художественные способности у него появились очень рано, и получив аттестат о среднем образовании, он, недолго раздумывая, поступил на курс рекламного дизайна в Школу искусств при Музее Филадельфии. Его учителем стал Алексей Бродович, один из лучших дизайнеров современности. Встреча с этим человеком предопределило творческое будущее Пенна, по его признанию, именно Бродович в своей «лаборатории дизайна» дал толчок его стремительному росту. Главной целью Бродовича было стремление, чтобы его ученики непременно превзошли бы своего учителя, и именно с этой целью он всегда ставил им такие задачи, с которыми едва справлялся сам. Пенн оправдал его надежды.

Уже 1937 году рисунки Пенна, который тогда был еще студентом, появились на страницах известного издания «Harper’s Bazaar». В то время Ирвин Пенн еще не видел себя в роли фотографа. После окончания учебы он занял пост художественного редактора журнала для подростков «Junior League», а через некоторое время перешел на ту же должность в «Saks Fifth Avenue», один из самых крупных универсальных магазинов.

Пенн был неординарной личностью: единственную ценность для него представляло лишь творчество. Он совершенно не был привязан ни к карьере, ни к материальному достатку. В 1942 году он увольняется с должности, сулящей большие перспективы и, бросив все, уезжает в Мексику. Там он полностью посвятил себя живописи, однако его почитателям не суждено увидеть ни одного полотна его «мексиканского» периода – спустя год после приезда будущий знаменитый фотограф уничтожил все свои картины и вернулся в США.

Ирвину Пенну удивительно везло на учителей. После возвращения он получил должность ассистента художественного редактора одного из ведущих глянцевых изданий – журнала «Vogue». Пост редактора занимал Александр Либерман, который в мире глянца в то время был легендарной фигурой. Либерман был необыкновенно разносторонней личностью, проявляя недюжинные способности во многих направлениях искусства: в фотографии, скульптуре, дизайне и изобразительном искусстве. Пенн многому научился у своего талантливого руководителя.

В самом начале обязанностью Пенна являлся отбор изображений для главных страниц журнала. У него было много творческих идей, однако штатные фотографы не торопились реализовывать идеи молодого специалиста на практике. Дело тут было не столько в неисполнительности и бесталанности фотографов, сколько в требовательности и нетерпимости нового руководителя. Сам Пенн признавал, что работать с ним очень трудно, не подозревая, что именно его тяжелый характер сыграет знаковую роль в его дальнейшем становлении, как человека искусства. По принципу «если хочешь, чтобы все было сделано как надо, нужно сделать это самому», он сам взялся за камеру, и уже в конце 1943 на главной странице журнала появилась его первая фотография.

Это был поворотный момент в судьбе молодого дизайнера – очень скоро он проявил необыкновенные способности во многих жанрах фотографии, которые снискали ему славу одного из лучших фотографов двадцатого века.

Как это часто бывает, фотографии, которые впоследствии станут его своеобразной «визитной карточкой», Ирвин Пенн сделал без подготовки, практически между делом. В 1948 году он был откомандирован в Перу. На обратном пути ему предстояло, ожидая самолет, провести в Андах несколько дней. Безделье никогда не прельщало знаменитого фотографа – он арендовал маленькую студию, и за время своего вынужденного ожидания сделал более двухсот фотографий местных жителей, отражающих колорит перуанского быта.

Именно в это время была сделана фотография «Дети из города Куско» — знаменитый снимок, впоследствии ставший предметом настоящей охоты коллекционеров. Эта фотография – наглядная иллюстрация к тому, как с течением времени может вырасти в цене изображение, автор которого является классик фотоискусства. В 1948 году эта фотография стоила десять долларов. В 1978 – уже три тысячи, в 1988 – тридцать пять тысяч долларов. В конце века его стоимость подскочила до 175 тысяч, а в 2008 году, сделанный Ирвином Пенном в семидесятых платиновый оттиск этой фотографии был продан за 529 тысяч долларов.

Удивительно, но именно из-за его таланта руководство «Vogue» в 1952 году предложило Пенну покинуть пост – его фотографии не укладывались в формат журнала, по словам учредителей издания, они просто «прожигают страницы». Эта ситуация стала причиной глубокого разочарования знаменитого фотографа. «Они хотели слащавых картинок со смазливыми пай-девочками. Как только я дал им то, что им было нужно, они опять начали меня печатать, и даже больше, чем раньше» — говорил Пенн с горечью.

Пенн действительно пошел на уступку своим работодателям в вопросе рекламной и коммерческой фотографии: он признавался, что раньше снимал фотографии, а теперь делает предметы потребления. Однако эта «сдача позиций» никак не отразилась на его творчестве в жанре портретной фотографии: в 50-тых годах он сделал много фотографий, которые впоследствии стали достоянием мировой коллекции шедевров фотоискусства. К примеру, одним из таких снимков стал известный фотопортрет Пабло Пикассо, сделанный в 1957 году.

Пенн официальный был более изестен, как мастер фотопортретов знаменитых людей, однако в то время общественности еще не был знаком другой Пенн. На самом деле знаменитый фотограф был удивительно разносторонним человеком. Круг его фотографических интересов был намного шире жанра портретной фотографии: он много снимал обнаженную натуру, уделял время жанру натюрморта, делом доказывая, что съемка торта тоже может быть искусством.

Однако самым любимым «неофициальным» жанром Пенна были «этнографические исследования», в ходе которых он проводил фотосессии представителей так называемых примитивных народов в их национальной одежде – папуасов из Новой Гвинеи, индейцев Южной Америки и прочих. На замечание одного репортера, берущего у знаменитого фотографа интервью и назвавшего представителей этих народов дикарями, Пенн заявил, что настоящие дикари живут в Нью-Йорке, а к папуасам и индейцам это слово не имеет никакого отношения.

Журнал «Popular Photography», издаваемый в США, в 1958 году назвал десять лучших фотографов мира, сделавших неоценимый вклад в сокровищницу фотоискусства двадцатого века. К 2000 году из этой десятки осталось лишь четверо: Ирвин Пенн, Ричард Авендон, Юсуф Карш и Анри Картье Бессон.

На начало 2009 года Ирвин Пенн остался последним из этой десятки легенд фотоискусства, а в сентябре того же года, не дожив до своего 92-летия, он отошел в иной мир. С его уходом в мире фотографии закончилась целая эпоха.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.