Йозеф Куделка: каждая работа – как последняя.


Человек с другой планеты! Так говорят о людях с необыкновенным образом мыслей, смотрящих на окружающий мир иными глазами и абсолютно отличающихся от окружающих. Именно таким и является фотограф Йозеф Куделка. Методы его работы вызывают удивление и уважительное отношение. В поисках интересных сюжетов фотограф путешествует в одиночку, не особо заботясь о ночлеге. Однажды поставив во главу угла творчество, Куделка следует этому принципу всю свою жизнь. К каждой своей работе он относится как будто это последняя работа в его жизни.

Йозеф Куделка родился в 1938 году в Чехословакии в небольшой деревушке Босковице, насчитывающей тогда всего десять тысяч жителей. Йозеф повторил судьбу многих великих фотографов, начав заниматься фотографией в довольно юном возрасте. Хотя Куделка, еще будучи подростком, уже не представлял свою жизнь без фотографии, он понимая необходимость образования, поступает в технический университет в Праге.

Успешно закончив в 1961 году университет, Йозеф Куделка вплоть до 1967 года проработал в Праге и Братиславе на должности авиаинженера. Всё свободное от работы время Йозеф проводит у подмостков театра «За воротами», фотографируя сценические постановки. Однако основной его страстью были цыгане, проживающие в Словакии. Именно сюжеты о цыганах стали основополагающими его первой выставки, которая прошла 27 июня 1967 года. Выставка была расположена в Краковском доминиканском монастыре, в его просторных помещениях. Успешное проведение выставки убедило Йозефа бросить работу и продолжить реализовать себя в фотографии.

Цикл «Цыгане» принёс Йозефу мировую славу. Куделка снимал жизнь цыган во всех ракурсах сначала только в Чехословакии, а начиная с 1968 года в Румынии и других европейских странах. Этому народу он отдал практически десять лет жизни. Сначала фотохудожника привлекла музыка цыган, незамысловатая и завораживающая одновременно, он даже сам пробовал ее играть. Затем он решил запечатлеть это на плёнку и по сей день не может остановиться.

В своей любви к цыганам Йозеф Куделке не одинок. В творчестве таких мастеров фотографии, как Роберт Франк, Андре Кертеш, Анри Картье-Брессон и многих других тема жизни цыган тоже занимает значительное место. Нельзя не вспомнить кинематографического глашатая цыган Эмира Кустурицу, который в своих фильмах воспевает вольный стиль жизни этого народа, не признающих ничего, кроме денег, любви и семьи. Однако только Йозеф Куделка смог собрать в единое целое разрозненные части образа этого вольного народа.

Прекрасной иллюстрацией творчества Йозефа Куделка служит фотография, сделанная в 1963 году. На фотографии запечатлён человек, признанный виновным в убийстве и идущий под конвоем на казнь. Отрешённость, склонённая голова и беззащитность в наклоне всего тела свидетельствуют о том, что человек себе уже не принадлежит и готов к встрече с землёй. Особого внимания заслуживает то, что осуждённый идет по глубокой колее, сделанной грузовиками, как по проложенной дороге к своей смерти.

Ограниченность финансовых средств никогда не создавала Йозефу проблем. Уехав из Чехословакии и путешествуя по странам в поисках удачного кадра, Куделка спокойно ночевал в открытом поле, если позволяла погода, и питался лишь простой крестьянской пищей — хлебом, молоком и картошкой. Это послужило толчком к созданию настоящей легенды, ставшей частью известности мастера. С этой легендой связана одна забавная история.

Одном из интервью Куделка рассказывает: «Однажды, находясь в гостях у друзей в Голландии, за обедом я с удивлением обнаружил, что мне подали лишь тарелку с картошкой, хотя сами хозяева угощались вкусным мясным блюдом. Знаете ли, мне бы не хотелось быть заложником такой легенды!».

Творчество Йозефа Куделки по достоинству оценено различными международными организациями. Работы Куделки многократно отмечались международными и национальными наградами и премиями: в 1969 году — золотая медаль Роберта Капы, в 1978 году — престижная французская премия Prix Nadar, в 1989 году — Гран-при Национальной de-la-Photographie, присуждаемое французским министерством культуры, в 1989 году — Гранд Карье-Брессона и в 1992 году — международная премия «Хассельблад». Экспозиции работ Йозефа Куделки проводились Музеем современного искусства и Международным центром фотографии в Нью-Йорке, Лондонской Hayward Gallery, муниципальным музеем современного искусства в Амстердаме и парижским Palais de Tokyo.

Куделка и сейчас не изменяет своим привычкам, путешествуя в поисках предела совершенства и восхищаясь окружающим миром. А ведь когда-то он считал, что фотограф после сорока лет уже нечем не может удивить. И по сей день Иозеф Куделка опровергает это утверждение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.