Леонард Фрид — фотограф несправедливости


Быть фотографом и при этом поэтом — заманчиво и грустно. Заманчиво понимать, что фотограф тоже может быть оригинальным. Грустно осознавать, что литературный язык сдает позиции языку, еще не выбравшемуся из своей колыбели.
Леонард Фрид

Задор и наивная уверенность автора этих строк в том, что фотография превосходит все остальные виды искусства, у многих могут вызвать улыбку. Однако именно эта наивная, но сильная вера в тот вариант самовыражения, который по сравнению с поэзией пребывал еще в младенческом возрасте, и сделала Леонарда Фрида одним из самых известных фотографов двадцатого века.

Леонард Фрид появился на свет в Нью-Йорке, в Бруклине, 23 октября 1929 года в еврейской рабочей семье Его родителями были эмигранты из Белоруссии, сбегавшие из страны Советов от царящего в Белоруссии голода. Леонард с самого юного возраста выделялся среди своих сверстников. Живя в одном из самых злачных районов Нью-Йорка, в семье рабочих, он с самого юного возраста начал проявлять интерес к искусству – живописи и скульптуре, игнорируя популярную музыку и занятия спортом. Для подростка из Бруклина это было как минимум странно.

Увлечение Леонарда фотографией началось со времени совершенного им в 50-тых годах путешествия по Африке и Европе. После возвращения будущий классик фотографии обучался у Алексея Бродовича – знаковой фигуры в мире фотографии того времени. Спустя некоторое время состоялась встреча, ставшая поворотным событием в судьбе молодого фотографа – он познакомился с Эдвардом Стейхеном, занимающим тогда пост директора отделения фотографии Музея современного искусства в Нью-Йорке. Он был настоящей живой легендой, человеком, который сделал огромный вклад в развитие искусства фотографии того времени.

Познакомившись с работами Фрида, Стейхен порекомендовал ему пойти в водители грузовика. И объяснил шокированному фотографу смысл своего совета, сказав, что он знает лишь трех молодых фотографов, чьи работы действительно талантливы и Фрид – один из них. И добавил – эти двое сделали из искусства бизнес, переключившись на коммерческие заказы. Не стоит идти по их стопам – лучше оставайтесь любителем.

Фрид не стал водителем грузовика, но и от коммерческой фотографии он тоже отказался. Он пошел своим путем, став лучшим фотографом в журналистике. Выбранные им остросоциальные темы касались миллионов простых американцев. Самым ярким примером подобных работ стал сборник фотографий «Черные в белой Америке», который был посвящена проблеме дискриминации чернокожих граждан Америки по расовому признаку. В 1968 году сборник был отпечатан и разошелся тиражом в 60000 экземпляров.

Другим проектом, который стал визитной карточкой фотографа была книга «Полиция за работой» — плод более чем десятилетнего труда, описывающий нелегкие будни обычного нью-йоркского полицейского участка.

В начале семидесятых годов Леонард Фрид стал одним из членов знаменитой ассоциации «Magnum Photos» — элитного агентства фотографов документалистов, основанного такими легендами мира фотографии, как Роберт Капа и Анри Картье Брессон. Леонард Фрид оказался достойным своих знаменитых коллег – темы, которые он поднимал и найденные им сюжеты делали его достойным продолжателем Льюиса Хайна, основоположника социальной фотографии, непримиримого борца за справедливость.

С легкой руки журналистов Фрида прозвали «Concerned Photographer» — в буквальном переводе «Фотограф несправедливости». Эти два слова также можно перевести и как «Фотограф несправедливости», что подходит Фриду еще больше. По заданиям агентства он объездил множество стран, его фотографии печатались в самых популярных изданиях в мире. Его деятельность не ограничивалась только фотографией – он выступил и в роли режиссера, сняв для телевизионных каналов Бельгии, Японии и Дании несколько документальных лент.

Фотография для Фрида была чем-то даже большим, чем само искусство. По его мнению, она была новым уровнем общения, особым языком, который способны понимать все, невзирая на культурные, возрастные, языковые, религиозные и мировоззренческие отличия. Он приводил такие сравнения: «Первый шаг человека на Луне стал частью истории, такой же, как открытие Христофором Колумбом Америки и его первые шаги по Американскому континенту.

Оба этих события являются фактами, однако в первом случае это визуально засвидетельствованный факт, а во втором – литературное описание. Открытие Америки Колумбом каждый представляет себе по своему, в то же время как высадка человека на Луну для всех людей планеты выглядит одинаково, включая самые мелкие детали. Образ «космонавта на Луне» благодаря фотографии стал универсальным и неизменным. Именно фотография становится тем самым эсперанто – универсальным языком, который понимают все без исключения.

Леонард Фрид скончался 29 ноября 2006 года, в возрасте 77 лет. Его последними словами, которые он сказал жене, было «Фотографии больше нет» («No more pictures»). Вполне вероятно, что это лишь выдумка журналистов, легких на подъем в выдумывании подобных историй, однако верно одно – для знаменитого мастера фотография была всем. Редкий фотограф из ныне живущих относится к своей профессии так же трепетно и преданно, как к ней относился Леонард Фрид.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.