Льюис Хейн: жизнь во имя справедливости


«Есть два дела, которым мне хотелось бы посвятить свою жизнь. Я хочу показывать вещи, подлежащие исправлению и те, которые должны быть достойно оценены».

Льюис Уикес Хайн – основатель социальной фотографии, человек, который своими работами сумел изменить историю огромной страны. Он снимая не ради искусства, он своими фотографиями пытался достичь более благородных, заслуживающих уважение, целей: сделать условия жизни иммигрантов и рабочего люда Америки лучше, защитить детей от трудовой эксплуатации. Во многом именно его снимки способствовали принятию закона в защиту детского труда.

Известный американский фотограф – уроженец города Ошкош в штате Висконсин, где он появился на свет в 1874 году, вырос и закончил местную школу. Будущий основоположник социальной фотографии после школы продолжил учебу в Чикагском и Нью-Йоркском университетах, закончив магистратуру по социологии.

В 1901 году он начал преподавательскую деятельность в школе этической культуры г. Нью-Йорк, а с 1903 года Хайн, купив свое первое рабочее оборудование, некоторое время делает снимки преимущественно на школьную тематику, параллельно самостоятельно усовершенствуясь в фотографическом мастерстве.

Должность учителя по ботанике в еврейско-славянском гетто побудила Хайна внимательнее посмотреть на жизнь иммигрантов в стране. Первые работы автора, показывающие те проблемы, с которыми сталкиваются новоиспеченные американцы, появились в 1905 году. В то время многие журналы, активно пропагандируя продвижение социального законодательства, были очень заинтересованы в печати фотографий Льюиса Хайна на своих страницах. Так его работы впервые приобрели, помимо эстетической силы, еще и политическую окраску.

Через три года (в 1908) Хайн перестает преподавать и соглашается на предложение стать фотокорреспондентом американского Национального Комитета Детского труда (National Child Labor Committee). Общество известно первой в истории США широкой кампанией, защищающей права несовершеннолетних на производстве.

Сам Льюис знал все тонкости труда детей изнутри, ведь он сам, будучи еще ребенком, работал на фабрике. Вполне вероятно, приобретенный опыт и острое чувство несправедливости происходящего, выступили предпосылками к сюжетам об ужасной жизни детей, у которых практически не было детства. Его снимки – правдивое отображение сложившейся ситуации, его собственная боль и пережитое страдание.

Серия фотографий, напечатанная в 1912 году, шокировала Америку подробностями эксплуатации детского труда. Дети в лохмотьях, выполняющие работу не по возрасту, смотрят со снимков совершенно по-взрослому. Открыто, без прикрас Хейн доносит до американцев атмосферу, царящую на фабриках, где эксплуатировался детский труд, выступая борцом за справедливость, открывая для общественности пугающие, шокирующие факты.

Само собой, такой реалистический показ истинного положение вещей был не по нраву владельцам производства и Хайн наталкивался на постоянные препятствия. Ради появления новых снимков Хайн терпел угрозы, выискивал пути проникновения на территорию того или иного завода или фабрики, так как его туда просто не пускали. Чтобы пробраться в необходимое место, находчивый фоторепортер притворялся фотографом, интересующимся самим процессом производства, работником страховой организации, проповедником.

Хайн постоянно общался с детьми, которых фотографировал. Его комментарии к фотографиям – это поведанные детьми рассказы об их жизни, здоровье, желаниях, привычках. На пуговицах своей куртки Хайн помечал рост малолетних тружеников, чтобы потом отметить в своих записях к фотографиям. Эти записи потом поражали общественность, вызывая у людей боль и стыд за то, что происходит.

«Оуэнс. 12 лет. Работает грузчиком. Читать не умеет. Букв не знает. Говорит: «Конечно, я хочу учиться, но у меня нет такой возможности, я все время работаю». Трудится на фабрике 4 года».

«Работница текстильной фабрики. Выходит в ночные смены. Получает 48 центов за один день. На вопрос о своем возрасте отвечает: «Я не помню». Потом добавляет: «Я делаю работу не хуже взрослых, хоть и недостаточно зрелая для нее». Из пятидесяти работниц, здесь десять детей ее возраста».

Эти данные в пух и прах разнесли миф о тех ограничениях по отношению к использованию детского труда, которые якобы существовали и выявили лицемерие утверждений о благотворном влиянии труда на воспитание ребенка, которые озвучивались теми, кто лично был заинтересован в эксплуатации детей.

Титанические усилия Хайна не прошли даром и главная цель его стараний была достигнута – был принят закон, защищающий права работающих детей. Фотографии Льюиса Хайна, как символы той эпохи, популярны и в наши дни: печатаются в журналах, разных брошюрах, на плакатах. Снимок под названием «Видение», запечатлевший момент, когда маленькая ткачиха, отвернувшись от станка, смотрит в окно на такие далекие от нее солнечные лучи, стал образом, олицетворяющим борьбу против эксплуатации детей.

Посвятивший всю свою жизнь заботе о будущем родины, Льюис Уикес Хайн так не дождался ответной заботы. В последние годы жизни он уже не мог фотографией заработать достаточно средств для хоть какого-то существования, и в результате стал бездомным. З ноября 1960 года, человек, который всю жизнь обличал несправедливость, умер , перенеся операцию в одной из нью-йоркских больниц для нищих.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.