Майкл Кенна и его Дао тишины


Двадцатый век, подаривший нам целую плеяду великих мастеров фотографии, закончился. По мнению некоторых критиков, вместе с ним закончилась и эпоха «чистого творчества». На смену классикам пришел Photoshop, а главными стимулами для современных авторов стали прибыльность и популярность.

Однако и в наше непростое время есть люди, которые являются приемниками традиций классиков фотографии. Они не работают на потребу широкому зрителю, не пытаются провоцировать и шокировать, чтобы привлечь внимание. Их творчество действительно не для всех. Оно не рассчитано на примитивность восприятия, чем противопоставляет себя так называемому «современному искусству», для которого эпатаж и скандальность – это привычные способы отвлечь внимание от бесталанности его создателей.

Одним из таких авторов, идущих своим собственным путем, является английский фотограф Майкл Кенна – признанный мастер в жанре пейзажной фотографии. Его работы вдохновляли многих современных фотохудожников, а стиль черно-белой пейзажной фотографии стал в наше время популярен во многом благодаря ему.
Что позволило ему стать живым классиком пейзажной фотографии? В первую очередь – проникновенность, глубина и атмосферность его работ. Его пейзажи – словно окно в иной мир, наполненный тишиной.

Майкл Кенна появился на свет в 1953 году в небольшом городке Ланкашир, расположенном на севере Англии. С юного возраста он готовился стать священником, но достигнув совершеннолетия, он переменил решение и вместо этого поступил в художественную школу. В этом заведении он смог реализовать свои способности к рисованию, изучал историю искусств и впервые познакомился с техникой фотографии.

Хотя Майкл считал живопись своим истинным призванием, он был уверен, что она представляет собой слишком ненадежный способ заработать на жизнь. По этой причине после окончания художественной школы он поступил в Колледж печатного дела в Лондоне, на класс фотографии. Это решение было продиктовано чисто практическими соображениями: тогда Майкл не понимал, что в этот момент он выбрал свое настоящее призвание.

Его первыми творческими экспериментом стали ночные пейзажи. Выбираясь на выходные к родителям, он много фотографировал в разное время суток, экспериментируя с длинными выдержками и светом, отрабатывал стиль. Таинственный, сюрреалистический мир предзакатных и ночных пейзажей стал его главной темой, его основным увлечением. В то время формировалось то неповторимое видение Майкла Кены, его стиль, его философия.

В 1976 году Кенна закончил колледж, и впервые покинув Англию, отправился строить карьеру в США. Творческий Нью-Йорк стал для него настоящим откровением: он понял, что здесь фотограф может достигнуть благосостояния, работая в самых разных жанрах, в том числе и занимаясь художественной фотографией. С этого момента он целенаправленно шел к успеху. Тогда его профессиональному росту в немалой степени поспособствовала Рут Бернхарт – известный в то время нью-йоркский специалист по фотопечати.

Работа в ее мастерской позволила Кене приобрести бесценный опыт. Работая ассистентом «королевы печати» как ее тогда называли, он за короткое время узнал о технологиях проявки и печати больше, чем многие фотографы узнают за всю свою жизнь. Начиная с 1977 года, Майкл Кенна побывал в поисках подходящих сюжетов в самых уголках мира — он снимал в США, Японии, Франции, Швейцарии, Италии, России и других странах. В 1979 году он провел свою первую выставку в США, представив свои лучшие работы в одном из музеев в Вашингтоне.

В 80-тых годах к Майклу Кене пришла настоящая известность. Его стиль черно-белого пейзажа стал одним из самых узнаваемых и копируемых направлений в художественной фотографии, и сохраняет актуальность по сей день. Кроме «чистого искусства» Кенна нанимался и коммерческими проектами – к примеру, участвовал в создании рекламных компаний таких фирм, как Mersedes, Audi и Volvo. Хотя эти проекты и были намного более прибыльными, чем художественная фотография, Кенна остался верен своему призванию и работа в рекламе стала лишь временным эпизодом в его карьере.

В своем творчестве Кенна следует определенным убеждениям. Он считает восприятие изображенного на фотографии сугубо личным делом: чтобы оно осталось незамутненным, зритель должен остаться с фотографией один на один. В толпе восприятие неизбежно меняется, тот творческий импульс, который адресован смотрящему, рассеивается. Именно по этой причине размеры снимков, экспонируемых им на выставках, составляют всего 30х30 см. Такой снимок может одновременно рассматривать лишь один человек.

Другой основополагающий принцип творческой философии Кены – это его спокойное отношение к такому явлению в фотографии, как зерно. В интервью Кенна неоднократно заявлял, что не понимает и не разделяет ту непримиримую борьбу, которую ведут с зерном многие известные фотографы и производители фототехники. В его работах зерно – это часть творческого замысла. «Для меня оно как мазки на картине, написанной маслом» — говорил Кенна.

Центральным моментом в его работах является особая, неуловимая для невнимательного взгляда атмосфера, когда камера мастера запечатлевает тот магический переход, во время которого обыденный пейзаж при смене дня на ночь становится сюрреалистичным, зыбким, меняющим свои очертания. Это таинство Кенне порой приходилось терпеливо ждать часами. Именно оно и является причиной того необычного впечатления, которое производят его работы.

Есть еще одна особенность, которая отличает Майкла Кенну от многих других авторов. Хотя он очень много времени уделяет фотосъемке, это время не идет в сравнение с тем временем, которое он впоследствии затрачивает на обработку снимков в своей лаборатории. Для Кенны негатив – это не окончательный продукт его творчества, а лишь некий полуфабрикат, начало процесса создания снимка, отличная возможность проявить в полную силу свои творческие способности.

По словам Кенны, с одним негативом он может работать месяцами, даже годами. В это время решается много задач: что в этом сюжете является основным, а чем можно и пожертвовать? Какие детали служат замыслу этой работы и как акцентировать на них внимание зрителя? Уже отпечатав первые копии, он многократно возвращается к исходной точке, исправляет то, что показалось ему невнятным, незавершенным, использует самые разнообразные фильтры, затемняет одни участки, делает более светлыми другие, стремясь к совершенной завершенности линий.

Сегодня Майкл Кенна – живой классик, легенда пейзажной фотографии. Несмотря на солидный стаж пребывания в числе лучших, его работы и сейчас остаются такими же актуальными, как и тридцать лет назад. Снимки Кенны представлены во множестве частных коллекций и музеев по всему миру, регулярно проводятся персональные выставки мастера. В 2011 году выставка работ знаменитого английского фотохудожника с большим успехом прошла в Москве.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.