Максим Дмитриев и его исконная Русь


Среди традиций нашего народа есть та, которая не делает нам чести – забвение и равнодушие по отношению к своему наследию, труду и свершениям тех, кто всю свою жизнь посвятил служению Родине. Мы знаем об истоках и основателях американской, французской и испанской фотографии, однако почти ничего не знаем о великих русских фотографах, живших до того времени, как Россия погрузилась в кровавую тьму смуты, предательств и революций.

После Великой Отечественной Войны в городе Горьком, сегодняшнем Нижнем Новгороде, его жители строили парники, используя для этого стеклянные негативы. Автором этих негативов был знаменитый русский фотограф XIX века, Максим Петрович Дмитриев. Это было ценнейшее культурное наследие, важность сохранения которого понимали даже красные комиссары в двадцатые годы. Трудно себе представить, сколько при этом было уничтожено этого невосполнимого материала.

По счастливой случайности в архивах сохранился достаточно крупная коллекция работ Дмитриева – 12000 негативов и отпечатанных снимков. Благодаря этой находке сокровищница русской культуры пополнилась редкими фотографиями, открывающими перед нами нечто большее, чем письменные свидетельства историков. Эта коллекция – своеобразное «путешествие во времени» в царскую Россию, знакомство с атмосферой, типажами и культурой, которые давно канули в лету.

Максим Петрович Дмитриев родился в одной из деревень Тамбовской губернии в 1856 году. Он был незаконнорожденным, его родители были из «дворовых», не имеющих своей земли и собственного дома крестьян. С самых юных лет Максим, так же как и его не менее знаменитый тезка Максим Горький, был отдан «в люди». Мать отдала его на воспитание не имеющему детей крестьянину, жившему на Рязанщине.

Там прошло детство Максима, там он поступил и окончил церковно-приходскую школу, и с 12 лет начал зарабатывать себе на жизнь. Когда ему исполнилось 14 лет, его забрала мать. Вместе с ней он уезжает в Москву и в качестве подмастерье поступает в мастерскую столичного фотографа Настюкова.

Первое время единственной работой, которую ему доверяли, было мытье стекол для отпечатывания на них негативов. Максим с самого начала проявил немало усердия и прилежания. Благодаря своей усидчивости, старательности и терпению он быстро прошел весь путь от подмастерье до фотографа. Уже через два года он получает свое первое задание – фотосъемка нижегородской ярмарки, известной на всю Россию. В процессе работы он знакомится с известным фотографом Александром Осиповичем Карелиным, который впоследствии станет его учителем и окажет значительное влияние на его творчество.

Однако на тот момент Дмитриев не имел возможности воплотить в жизнь свои творческие планы. Ему недоставало опыта, практики и материальной базы, которая была необходима для самостоятельной работы. Однако упорства и энергии ему было не занимать: чтобы получить опыт, он работал в качестве ассистента у нижегородских фотографов, самостоятельно изучал фотографию, неоднократно делал попытки открыть свою студию.

Самым светлым моментом в то непростое время он называл тот период, когда он поступил в качестве лаборанта к своему прежнему знакомому – Карелину. Александр Осипович — в то время уже фотограф, известный не только в России, но и далеко за ее пределами, относился к своему молодому перспективному ученику с отеческой заботой и вниманием. Однако их совместная работа продлилась недолго, и Дмитриев снова продолжил свои поиски.

В 1886 году он добился своей цели и открыл свое собственное фотоателье. Сочетание недюжинного таланта и упорного труда не замедлило дать результат — его популярность начала стремительно набирать обороты. Уже через два года, в 1888 году проходит первая выставка «волжских» работ Дмитриева на самых престижных фотовыставках во многих городах России.

В становлении и росте Дмитриева, как фотографа немалую роль сыграли те годы, которые он провел «в людях». Он активно накапливал информацию, всесторонне развивался – изучал историю фотографии, посещал художественные выставки, вращался в кругу писателей, учителей и художников. Он активно занимался музыкой, достиг в этом значительных успехов и при желании мог бы стать профессиональным музыкантом. Свое дело он начал, уже будучи человеком, обладающим большими знаниями, начитанным и интеллигентным. Жизнь в людях его закалила, сделала активным, целеустремленным и предприимчивым.

Хотя Дмитриев и принадлежал к классической русской интеллигенции, он никогда не забывал своих корней. Он чувствовал прочное душевное родство, связывающее его с простым народом – это доказывает то, главными героями его фотографий были именно простые люди. Боль народа была его болью – он всегда был там, где люди испытывали страдания, нужду и бедствия.

Когда из-за неурожая в 1891-92 годах в нижегородской губернии начался голод, его вклад в помощь голодающим и нуждающимся был неоценимым. Благодаря отснятому им альбому, отражавшему всю глубину бедствия, постигшего российское крестьянство, сбор средств в помощь голодающему Поволжью проходил намного эффективнее.

Работы Дмитриева всегда правдивы. Он показывает жизнь крестьянства, босяков, рабочих, мастеровых, нищих, странников без прикрас, со всеми деталями. Однако эта натуралистичность, этот документализм в его фотографиях не уменьшает их художественной ценности.

К сожалению, в России социальная фотография Дмитриева не смогла изменить отношения чиновников к своему народу. Стоит напомнить, что в США аналогичная деятельность таких социальных фотографов как Льюис Хейн, Джейкоб Риис и других позволила добиться улучшения социальной обстановки, поднятия уровня жизни рабочих и получению ими законных прав и свобод. У нас же реакция властей была противоположной – хотя цензура и пропустила «реальную» фотографию Дмитриева, но одна подверглась беспощадной критике со стороны чиновников.

Значение огромного труда Максима Петровича Дмитриева трудно переоценить. Сегодня его работы особенно ценны тем, что он не концентрировался на какой-то одной стороне жизни, а создавал объемную фото летопись своего времени. Он снимал представителей всех без исключения сословий, освещал все культурные события города, фотографировал исторические и архитектурные памятники, военные парады и смотры, манифестации. Дмитриев создал для потомков объемный банк фотографий, освещающих практически все стороны жизни своих современников, что делает его творчество уникальным явлением в русской фотографии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.