Ман Рэй: бунт длиною в жизнь


Ман Рэй, знаменитый американский художник и фотограф, известен не только созданными им картинами и фотоработами. Он стоял у истоков зарождения «ready-made» — вида так называемого «готового» искусства, который в наше время стал необыкновенно популярен. Ман Рей всегда и во всем оставался истинным сюрреалистом, представляя собой яркий пример художника, который всю свою жизнь бунтовал против превращения искусства в технологию и в конечном итоге стал известен как непревзойденный мастер этой технологии.

Ман Рэй (настоящее имя Эммануэль Радницкий) появился на свет 27 августа 1890 года в семье еврейских эмигрантов, перебравшихся в Америку из России. Родные и друзья звали будущего знаменитого фотографа и художника Манни. В 1912 году семейство Радницких, опасаясь преследований со стороны антисемитов, сменило фамилию на Рэй.

Эммануэль не сразу пришел в фотографию – его первым увлечением стала живопись. Еще до того, как имя Ман Рэй стало ассоциироваться с дадаизмом и авангардизмом, его работы напоминали работы мастеров классической живописи. Немалое влияние на его творчество в тот момент оказали посещения галереи одного из самых известных фотографов 20 века Альфреда Стиглица. Манн Рэй начал экспериментировать, пробуя работать в самых разных жанрах от абстракции до футуризма.

Его считают изобретателем метода использования в живописи распылителя краски – с легкой руки Ман Рэя аэрограф стал так же привычен для современных авангардистов, как и кисть. Ман Рэй очень многое сделал для популяризации в Соединенных Штатах такого направления искусства, как дадаизм, будучи в течение долгого времени активным участником движения нью-йоркских дадаистов.

Будучи по натуре экспериментатором, Ман Рэй не мог проигнорировать такой вид искусства, как фотография, не попробовав в нем свои силы. Сначала он использовал фотоаппарат только для того, чтобы фотографировать свои работы. Несмотря на то, что фотография по своей сути противоречила его прежнему протесту против «автоматизации» искусства, Ман Рэй скоро увлекся теми неограниченными возможностями, которые открывала перед ним светопись. Не ограничиваясь классическим способом фотографирования, он много экспериментировал с композицией, наносил гель на линзу объектива и создавал фотографии с использованием иных альтернативных способов.

Однако, экспериментируя, Ман Рэй, тем не менее, оставался главным образом художником, не спеша оставить живопись: переехав в Париж он еще достаточно долго относился к фотографии, как к временному увлечению. Трудно сказать, узнал бы мир о Ман Рэе, как о талантливом фотографе, если бы не элементарная нужда, которая постигла его, несмотря на известность и признание. На его знаменитый «ready-made» «Загадка Исидора Дюкаса», — швейную машинку с приложенным к ней зонтом, положенные в холщовый мешок и перевязанные веревкой, люди ходили смотреть толпами. Однако при этом, они не торопились покупать что-либо из его произведений.

Круг заказчиков Манн Рэя постепенно расширялся – он фотографировал знакомых, друзей, жен и любовниц своих клиентов, с каждым разом получая все более выгодные заказы. Очень скоро он стал принадлежать к фотографической «элите», став одним из самых модных и высокооплачиваемых фотографов в Париже. Возглавить список лучших парижских фотографов и стать по настоящему знаменитым, ему помогла одна встреча, изменившая его жизнь.

Париж – это не только город, это жизненная позиция, мировоззрение, философия. Особенность менталитета парижан, помимо всего прочего, выражалась и в том, что наиболее яркие личности парижской богемы обладали в этом городе не меньшим влиянием, чем глава государства. Ман Рэй случайно познакомился с негласной королевой богемы Парижа – певицей и моделью Кики де Мопарнас. После того, как она стала его натурщицей, а затем и любовницей, его популярность возросла многократно.

Благодаря этой встрече на свет появилась знаменитая фотография Ман Рэя – «Скрипка Энгра». Будь это сюрреалистическое произведение создано в наше время, его определили бы в жанр компьютерной графики: в 1924 году единственным доступным методом создания подобных фотографий был коллаж. Строго говоря, сложно назвать «Скрипку Энгра» фотографией в полном смысле слова — скорее это нечто среднее между фотографией, живописью в стиле сюрреализма и поэтическими строками.

Немалую роль в жизни фотографа сыграли неожиданные встречи, которые впоследствии имели большое значение в его судьбе. Однажды к нему подошла девушка и представилась его новым студентом. Когда он сказал, что не собирается брать студентов, планируя в ближайшем будущем уехать из страны, она заявила, что знает об этом и едет с ним. Так началось знакомство Ман Рэя с Ли Миллер, переросшее во взаимные чувства.

Период сотрудничества с Ли Миллер, оказавшейся талантливым фотографом, был весьма плодотворным. За три года, прошедшие с момента их первой встречи он привык к помощи своей ассистентки и очень эмоционально переживал ее отъезд в Нью-Йорк. Однако прошло немного времени, и Ман Рэй нашел себе новую помощницу.

Кроме различных экспериментов в фотографии Манн Рэй открыл в себе талант фотографа портретиста. Он успешно сотрудничал с самыми известными изданиями в мире моды – с «Vogue», «Harper’s Bazaar», «Vanity Fair» и «Vu».

После начала мировой экспансии фашистской Германии Ман Рэй долго оттягивал свой отъезд из Франции. Он дотянул до самого последнего момента, когда немецкие войска начали оккупацию Парижа, и только тогда уехал в США, оставив все свое имущество, свое очередное увлечение – молодую танцовщицу Эди Фиделин и почти все свои произведения. В Америке его ждало тяжелое разочарование – там его знали, только как талантливого фотографа.

Будучи весьма эмоциональной натурой, Ман Рэй испытывал по этому поводу глубокую обиду. Он забросил фотографию, занимаясь лишь живописью, однако его картины покупали неохотно – капитал, привезенный из Франции, уплывал как песок сквозь пальцы, а вернуться к фотографии он отказывался, заявляя, что создавать, творить – это удел божественный, а копировать то, что уже было создано – удел человеческий.

Отказавшись от «копирования» и достатка, он зарабатывал на жизнь дизайном, живописью и чтением лекций. Это был период своеобразного творческого отдыха, тихий и размеренный, в корне отличающийся от его жизни во Франции. Хотя он еще возьмет в руки фотоаппарат, его время активного творчества, как фотографа окончилось тогда, когда он покинул Францию. Однако его вклад в фотографию был настолько значителен, что настоящая слава придет к нему лишь спустя двадцать лет в 60-тых годах. К этому времени он уже снова будет в Париже, куда он переехал в 1951 году.

Не смотря на то, что он не участвовал ни в одной из выставок, которые устраивались с 40-х годов, он был удостоен золотой медали на Фото Биеннале в Венеции. Спустя год, в 1962 состоялась его персональная выставка в Париже, через четыре года – выставка в США, в Лос-Анджелесе. С этого момента его выставки стали проводиться регулярно в разных городах мира. В 1999 году он вошел в список из 25 наиболее известных деятелей искусства двадцатого века по версии американского издания «ARTnews».

В Париже, в 1976 году, на 87 году жизни Ман Рэй скончался. На его надгробном камне выбита эпитафия «Беспристрастный, но не равнодушный», звучащая несколько странно для тех, кто знал Ман Рэя, как яркую, взрывную и весьма эмоциональную личность. Супруга Ман Рэя – фотомодель и танцовщица Джульетт Браунер организовала Фонд имени Манн Рэя, организующий выставки и выпускающий альбомы произведений знаменитого фотографа. Джульетт скончалась в 1991 году – ее похоронили в одной могиле с мужем, а под ее именем была выбита эпитафия «Снова вместе».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.