Мануэль Альварес Браво: сюрреализм по-мексикански


Сегодня глобализация, поглощение национальных культур является данностью, от которой уже нельзя отмахнуться. Не осталась в стороне от этого процесса и фотография. Сейчас фотографу трудно обрести настоящую известность, если он в стороне от основного потока, не относится к той культуре, которая диктует правила игры. Это удается единицам, тем, кто сумел преодолеть все барьеры и облечь уникальность культуры своего народа в форму, которая была бы понятна всем. Один из таких людей — известный мексиканский фотограф Мануэль Браво.

Мануэль Альварес Браво появился на свет в семье преподавателей 4 февраля 1912 года. С самых юных лет он был в окружении творческих людей. Отец, также как и дед Мануэля увлекался фотографией: благодаря им Мануэль научился фотографировать раньше, чем рисовать.

Их семью нельзя было назвать богатой, а после смерти отца в 1924 году их финансовое положение стало катастрофическим: Мануэлю пришлось бросить школу и отправиться на заработки, хотя ему тогда едва исполнилось 12 лет. Лишь спустя шесть лет он смог продолжить свое образование, поступив в Национальную Академию Изобразительных Искусств. Там он изучал то, что интересовало его на тот момент больше всего – живопись и искусство.

После окончания Академии Мануэль, под влиянием друзей, увлекавшихся фотоискусством, приобрел фотоаппарат и начал свои первые эксперименты с абстрактной фотографией. Однако его работа в жанре сюрреализма была недолгой: в 1927 году произошло событие, определившее его дальнейшую судьбу. Он познакомился с Тиной Модотти, итальянской революционеркой, талантливым фотографом и актрисой.

Знакомство с этим удивительной женщиной, ставшей в наше время настоящей легендой, определило дальнейшее направление его творческих поисков. Браво увлекла идея социальной фотографии, возможность с помощью искусства влиять на умы, говорить правду своими фотографиями и быть услышанным, не сказав при этом ни слова. Его мастерство со временем растет – спустя три года после организации в Мехико своей выставки в 1932 году, Браво получает международную известность. Его работы приняли участие в нью-йоркской выставке социальной фотографии вместе с работами Уолкера Эванса и Анри Картье Брессона. Его снимки были высоко оценены критиками.

Он стал первым в истории мексиканским фотографом, который добрался до таких вершин, однако настоящая слава была у него впереди. Добившись признания в США, он переключился на преподавательскую деятельность, которой он посвятил около двадцати лет.

Чем примечательно творчество Мануэля Браво? Автор знакомит зрителя с настоящей Мексикой, передает атмосферу общества «mestizo», рассказывает об их быте, нравах, обычаях. Каждая его фотография говорит больше, чем тысячи слов. Его снимки натуралистичны, недвусмысленны и просты: однако своими фотографиями он рассказывает о Мексике и мексиканцах не как документалист, а как поэт.

До двадцатилетнего перерыва в творческой деятельности, Браво вернулся не только к социальной фотографии, но к фото сюрреализму. Особого внимания заслуживает созданное им направление в фотографии, которое потом получит широкое распространение. Речь идет об использовании для создания своих работ рентгеновских снимков. В интерпретации Мануэля Браво этот ход выражал «смертельность любви». Человеческие кости, скелет человека – это одно из самых универсальных обозначений смерти для любой из культур. Браво использовал эту ассоциацию для создания своих работ, став одним из первых авторов в зарождающемся новом направлении фотоискусства – фотоарте.

В начале 60-тых годов фотографию Браво оставил преподавательскую деятельность и вернулся в фотографию, чтобы заниматься только ей до конца своих дней. Ему тогда исполнилось 50 лет, и впереди у него было еще полвека плодотворной работы, полвека непрерывного роста, новых открытий и начинаний.

Несмотря на то, что он жил и работал в США, он не терял свои корни, был и оставался мексиканцем, не позволяя себе растворяться в безликой интернациональной массе американского общества. В мире фотографии он стал настоящим пионером среди выходцев из Мексики, получив широкую известность и удостоившись самых высоких наград. В 1975 году получил грант от фонда Гуггенхайма. В 1981 году он был награжден орденом Искусств и Литературы, а в 1984 году удостоился премии «Хассельблад» за вклад в фотоискусство.

Мануэль Браво прожил очень долгую и наполненную творческими свершениями жизнь. Его страстная увлеченность своим делом, в котором он достиг таких вершин, достойна уважения: с 18 лет и до самой смерти в 2002 году в возрасте 100 лет он не расставался с фотоаппаратом. Его запомнили, как честного и бескомпромиссного фотохудожника, преданного своему делу и всегда следующего своим принципам.

По поводу принципиальности и выбора своего пути Мануэль Браво однажды сказал: «Основной рабочий инструмент фотографа – это не фотокамера, а его собственные глаза. Удивительно, но большая часть фотографов предпочитают оставаться слепыми и использовать глаза своих коллег из настоящего или из прошлого».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.