Мартин Чамби Хименес: фотография с индейским акцентом


Хотя главенствующая роль европейцев в становлении и развитии фотографии не подвергается сомнению, не стоит забывать, что искусство не может быть разделено по национальному признаку: оно принадлежит всем и никому в отдельности. Далеко не каждому талантливому фотографу — представителю малочисленных этносов удается достичь такого уровня известности, как классики фотографии родом из Европы и США, однако вклад «этнических» фотографов заслуживает особого внимания.

Один из таких самородков – Мартин Чамби Хименес, фотограф индейского происхождения, получивший признание уже после смерти. Этнографическая и историческая ценность его работ позволяют поставить его в один ряд с такими известными «национальными» фотографами, как мексиканец Мануэль Альварес Браво, китаец Дон Хонг-Оай и другие.

Мартин Чамби Хименес, который также был известен под именем Мартин Чамби де Коаса, появился на свет в 1891 году в одной из отдаленных провинций Перу. Его родителями были представители племени кечуа, а деревня, в которой они жили, была расположена в одной из самых бедных районов страны. Уделом обитателей подобных деревень был тяжелый труд земледельца – такая судьба ждала бы и Мартина, если бы его отец не нанялся бы на работу в Santo Domingo — английскую компанию, добывающую золото в провинции Карабайя.

Отец взял Мартина с собой, и там, на золотом прииске, тот познакомился с фотографом, прибывшим в Перу освещать современную историю золотодобычи в этой стране. Мартин имел возможность общаться с фотографом, понять цели и принцип и фотографии и увидеть этот процесс во всех деталях.

Фотография поразила Мартина, изменила его отношение к тому, который его окружает. Он увидел в ней целый мир новых возможностей и со всем пылом юности увлекся идеей самому стать фотографом.

Заезжие фотографы были особенными людьми, которые в представлении местных были обладателями тайного знания, почти колдунами. Обычный крестьянин и помыслить не мог о том, чтобы стать одним из них и научиться делать изображения всего, что попадало в объектив их таинственной черной коробки.

Однако Мартин, по всей видимости, не был простым. Его решение стать фотографом ничего не могло поколебать. В 1908 году он уехал в Арекипу, развитый город, расположенный на юге страны. В Арекипе фотография не была диковинкой – там были фотостудии, а значит, был шанс научиться этому искусству. По прибытии Мартин нанялся помощником в студию, принадлежащую Максу Варгасу – известному фотографу.

Девять лет он работал там в качестве подмастерье, постигая искусство фотографии и мечтая о собственной студии. Лишь в 1917 году ему удалось скопить достаточно денег, чтобы приобрести необходимое оборудование и снять помещение под фотоателье в Сикуани — небольшом городке на юго-востоке страны, в провинции Канчис. Его карьера фотографа быстро пошла в гору – через пять лет он уже открыл свою студию в Куско – одном из самых крупных городов Перу.

Он был одним из немногих индейцев – фотографов, которым удалось добиться известности на своей родине. К Хименесу приходили делать портреты самые влиятельные люди в городе, его приглашали на фиесты, свадьбы и праздники, он получал престижные награды на местных конкурсах художественной фотографии.

В то время в Перу началось движение патриотов страны, выступавших за сохранение индейской культуры и защиту прав индейцев. С того момента, как стихийные выступления энтузиастов превратились в крупную организацию, названную Indigenista, Хименес сотрудничал с ее представителями, выступая в роли фотожурналиста, освещая собрания и мероприятия организации. Выступая, Хименес подчеркивал свою принадлежность к Indigenistа – у него с этой организацией были одинаковые цели. Он считал своим долгом опровергнуть представления западного мира о том, что индейцы нецивилизованны, не имеют развитой культуры и представления об искусстве.

Снимки Хименес лучше всяких слов доказывали обратное, рассказывая об истории, культуре и традициях южноамериканских индейцев. Кроме портретов, картин быта и сюжетов он в свободное время снимал пейзажи и археологические памятники неподалеку от Куско. Этот древний город является наследником культуры инков – до того, как американский континент оказался завоеван испанцами, Куско был столицей империи этого древнего народа.

За тридцать лет – с 1920 по 1950 год Хименес создал большую коллекцию снимков, в которую входили портреты, виды города и его окрестностей, пейзажи, а также артефакты древней цивилизации инков. Коллекция неоднократно выставлялась в разных странах Южной Америки. Многие снимки, представляющие большую культурную и художественную ценность, по разным причинам не выставлялись и были найдены лишь после смерти фотографа.

Куско, с его богатой историей, очарованием древности и удивительной красотой окрестных пейзажей стал для Хименеса неиссякаемым источником вдохновения. Он много лет прожил в этом городе, Куско был неразрывно связан с его творчеством. В 1950 году случилась трагедия — город был практически разрушен мощным землетрясением – под развалинами домов погибло более 1500 человек. Трагедия Куско стала для Мартина Хименеса ударом, разрушившим в нем желание творить – с этого момента его покинуло вдохновение и он уже не снял ничего действительно ценного.

Творчество Хименеса представляло собой необычное для того времени сочетание съемок на открытых пространствах и пикториализма Старого Света. Оно опережало свое время, и лишь спустя много лет было оценено по достоинству.

В 1979 году, в музее современного искусства в Нью-Йорке прошла выставка – ретроспектива работ Мартина Чамби Хименеса, которая вызвала большой интерес к творчеству фотографа.

Выставки фотографий этого автора проходят и по сей день, а сам Хименес стал своеобразным национальным символом, человеком, который изменил представление о своем народе в глазах западного мира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.