Мартин Мункачи: жизнь в движении


Когда идет речь об основоположниках популярных в наше время жанров фотографии, то традиционно вспоминают таких мастеров, как Анри Картье Брессон, Ансел Адамс, Юджин Смит и Ричард Аведон. Однако мало кто задумывается о том, кто являлся вдохновителем этих мэтров фотографии, чьими фотографиями они восхищались и считали их вершиной мастерства. Другими словами – кто учил учителей? Сегодня речь пойдет именно о таком человеке – американском фотографе венгерского происхождения Мартине Мункачи.

Мартин Мункачи появился на свет 18 мая 1896 года в небольшом венгерском городке Клаузенбург в небогатой еврейской семье. Семья Мартина сменила фамилию Мермелштайн на Мункачи — в то время в обществе были сильны антисемитские настроения, и носить такую фамилию было попросту небезопасно.

Мартин рано стал самостоятельным – уже в 16 лет он покинул семью и поселился в Будапеште, где пытался заработать на жизнь журналистикой. Его первыми заказами были биографии, очерки и интервью. По воспоминаниям мастера, его знакомство с фотографией началось тогда, когда ему однажды потребовалась иллюстрация к статье о похоронах. Тогда Манкачи обнаружил, что его способности к фотографии существенно превосходят его журналистский талант. С того времени закончилась карьера журналиста Мункачи и началась карьера Мункачи фотографа.

Он очень быстро становился популярным – спустя несколько лет Мункачи добился впечатляющих успехов в фоторепортажах и спортивной журналистике. Еще большей популярности Мункачи добился в Берлине, куда он переехал в 1927 году. В то время Берлин был главным издательским центром Европы, местом, где были сконцентрированы самые популярные печатные издания. Мункачи успел поработать в большинстве из них: в Berliner Illustrirte Zeitung, издающимся огромным по тем временам тиражом в 1 миллион экземпляров, Modern Photography, журналах моды Die Dame и Koralle и многих других.

Приближался 1933 год. В то время в Германии многим людям искусства еврейского происхождения их тонкое чутье спасло свободу и жизнь – многие покинули страну сразу после прихода к власти Адольфа Гитлера, когда еще нацизм не показал себя во всей красе, и никто не упоминал об отношении нацистов к евреям. Уехал и Мартин Мункачи. Как и многие его соотечественники, он эмигрировал в Нью-Йорк, в США.

Слава Мартина Мункачи, как талантливого фотографа опередила его – сразу по прибытии он получил приглашение попробовать себя в модной фотографии от главного редактора одного из самых популярных в мире изданий мод Harper’s Bazaar.

За какой жанр бы не брался Мартин Мункачи, ключевым, ведущим моментом во всем, что им было создано, является движение во всем. Именно его необыкновенный талант в передаче движения в фотографии и тонкое понимание его сущности и сделали его одним из самых популярных фоторепортеров столетия. Когда он работал в жанре модной фотографии, его моделям было обеспечено столько движения, сколько они могли выдержать – игнорируя принцип фотосъемки статичных поз, он заставлял их постоянно двигаться, чтобы он мог поймать тот самый момент, который говорил бы красноречивей тысячи слов.

Нужно отметить, что в то время творчество Мартин Мункачи шло вразрез со сложившимся в течение целых десятилетий принципом статичной фотографии. Его фотографии, полные жизни, энергии и движения были настоящим откровением для фотоискусства начала двадцатого века. Можно с полным правом сказать, что Мартин Мункачи оживил фотографию, открыл новую ее грань.

Говоря о его творчестве, нельзя не упомянуть о одной из его работ, которая в мире фотографии давно стала культовой. Это «Мальчики, бегущие к прибою на озере Танганьика», которая была сделана в ходе его командировки в республику Либерия, что в Западной Африке. Именно эта фотография оказала неизгладимое впечатление на мэтров фотографии, которые впоследствии стали известнее своего идейного вдохновителя. В частности, одним из последователей Мартина Мункачи является Анри Картье Брессон.

По его словам, эта фотография изменила всю его жизнь. В тот момент, когда он впервые ее увидел, он понял, что один краткий миг, который на ней запечатлен, может заключать в себя вечность – столько в этом снимке энергии жизни, спонтанности, радости и напряжения. Эта фотография повлияла на Брессона, как искра, которая попадает на сухое дерево и превращается в пламя – именно в этот момент он понял, в чем его настоящее предназначение.

Похожее впечатление этот снимок произвел и на таких прославленных мастеров фотографии, как Юджин Смит, Ричард Аведон и других. В их работах, особенно в работах Анри Картье Брессона явственно прослеживается влияние фотографий незаслуженно забытого в наше время Мартина Мункачи.

Вклад Мункачи в современную фотографию неоценим. Он не только задал основные черты той фотожурналистики, которую мы сейчас знаем – он произвел настоящую революцию в статичной фотографии начала двадцатого века. С его подачи фотография вышла за границы тесных студий, обрела динамику и яркую эмоциональность. Именно он дал толчок объединению той исчерпывающей точности работ журналиста с тонкой эстетикой художника и привнес много свежих идей и образов, некоторые из которых используются фотографами и по сей день.

Если учесть значимость того, что сделал для фотографии Мартин Мункачи, становится совершенно непонятным тот факт, что его имя оказалось забытым. В немалой степени забвению этого великого фотографа поспособствовали американские музеи, которые по непонятной причине, словно сговорившись, отказались экспонировать коллекции фотографий мастера. Это послужило причиной и того, что часть его работ оказались утерянными.

Мартин Мункачи умер в 1963 году. Почти на полвека его имя было предано забвению. О нем вспоминали только в связи с упоминанием о влиянии, оказанном им на тех фотографов, имена которых в наше время стали знаковыми. Даже его знаменитую фразу, которая сейчас стала хрестоматийной «Думай, когда снимаешь», приписывали то Анри Картье Брессону, то Ричарду Аведону. Однако время все расставило на свои места и сегодня уже ни у кого нет сомнений, кто среди легенд фотографии был вдохновителем, а кто – последователем и учеником.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.