Мартина Франк: чудеса случаются без предупреждения


За несколько дней до того, как была опубликована эта статья, в августе 2012 года, после продолжительной борьбы с раком умерла Мартина Франк – выдающийся фотограф, автор многих фотографий, которые олицетворяют целую эпоху. Она была одной из немногих женщин фотографов, которые были приняты в элитарное фотоагенство «Магнум» и на деле доказали, что заслужили это право.

Элиот Эрвитт – еще один живой классик фотографии, узнав о смерти Мартины Франк, сказал: «Она была воплощением тех идей, которые привели к созданию агентства «Магнум». Всегда элегантная, скромная и щедрая, Мартина очень высоко подняла планку, установила стандарты, которые встречаются нечасто и для многих являются недостижимой вершиной мастерства.

Мартина Франк родилась в 1938 году в Бельгии, в Антверпене. До войны ее семья жила в Лондоне, где Мартина получила классическое английское образование. Сразу с началом войны ее отец ушел на фронт добровольцем. После того, как Лондон впервые подвергся бомбардировкам, она, вместе с матерью и братом перебрались в США, однако уже в 1944 году вернулись в Англию. По воспоминаниям Мартины, тогда на город еще продолжали падать немецкие авиабомбы и зажигательные фугасы.

Мартина росла в окружении людей, имеющих непосредственное отношение к искусству. Ее дед был известным коллекционером живописи, в круге общения ее семьи были скульпторы, французские и фламандские художники, такие Джеймс Энсор и Рик Ваутерс. Родители Мартины с самого детства водили ее по музеям и художественным галереям, она, еще будучи подростком, изучала историю искусств, начав обучение в Англии и продолжив его в в Испании, в Мадриде.

Жизненный путь Мартины Франк определило одно путешествие. Все началось со знакомства с фотографом Ариан Мнушкин в Швейцарии, в 1957 году. Это долгое путешествие, в ходе которого они, отбыв из Франции, побывали в Японии, Китае, пересекли Афганистан и Индию и добрались до Гонконга, стала для них своего рода творческой инициацией. Знакомство с Востоком изменило ее мировоззрение, задало новые перспективы, определило ее дальнейшую судьбу. Именно в ходе этого путешествия она поняла, что фотография – это ее предназначение.

Свой первый фотоаппарат Мартина купила в Японии. Ариан делилась с ней опытом, однако свой фотографический дебют Мартина все же назвала ужасным. Несмотря на неудачи, это она чувствовала настойчивое желание стать профессионалом в деле, которое давала ей ощущение смысла.

По ее словам, фотография тогда была для нее способом реализовать себя: из-за чрезмерной, болезненной застенчивости для нее это было очень важно. Камера позволяла быть причастной, давала возможность общаться без слов, что-то делать, оставаясь при этом в стороне.

По возвращению во Францию Мартина была принята в журнал «Time-Life», на должность…ассистента в фотолаборатории. В дальнейшем в журнале ей пригодилось знание языков – она ассистировала фотографам иностранцам, набиралась опыта, формировала свой стиль. Лаборатория стала для нее хорошей школой – прошло немного времени и ей уже стали поручать самостоятельные репортажи. Ее первые задания были связаны с театром – Мартина делала фототчеты о прошедших спектаклях по Горькому, Вескеру и другим авторам.

Сильные стороны: портретная съемка
Ее карьера фотографа стремительно пошла вверх после того, как редакторы модных журналов обратили внимание на ее талант к портретной съемке – первым крупным заказом Мартины стали портреты известных женщин — деятелей культуры и журналисток: Катрин Леруа, Сары Мун, Шейлы Икс и других.

В дальнейшем портретная съемка станет для Мартины Франк особым делом, страстью всей ее жизни. Она говорила, что перед каждой новой встречей волновалась так, как будто это ее первый фотопортрет, но уже спустя несколько минут волнение уходило, контакт налаживался и человек открывался. С этого момента она выжидала тот момент, который станет кульминационным, ради которого все и затевалось.

Старость как одна из основных тем
Мартину всегда интересовала тема старости в фотографии – ее интерес к ней проявился задолго до того, как она прочувствовала все ее проявления на себе. Она никогда не боялась старости и не понимала страха других. Ее книга, которую она назвала «Время стареть» — это прямой взгляд на реальность, принятие себя и других такими, какими есть. В процессе работы над этой книгой Мартина познакомилась с деятелями организации «Пти Фрер» («Petits Freres des Pauvres»), которая занимается проблемами старости и приняла участие в деятельности этой ассоциации.

Благодаря работе Мартины Франк, в руководстве организации осознали, что фотография может стать эффективным инструментом в их работе и сможет помочь изменить то негативное отношение, которое люди испытывают к старости.

Фотосъемка пейзажей как визуальная медитация
Съемка пейзажей всегда была для Мартины большим удовольствием, возможностью отдохнуть от общения, забыть обо всем и слиться с природой. По ее словам, перед тем как сделать снимок, она долго наблюдала, позволяла увиденному наполнить себя, стать ее частью. Это было похоже на медитацию перед знакомым и в то же время неведомым – благодаря долгому путешествию по Востоку она понимала важность общения с природой и глубокий, таинственный смысл самого акта созерцания.

Для нее пейзажи были исполнены романтики и в то же время классичны по своему содержанию. Нередко в ее пейзажах центром композиции, смысловым зерном выступало животное или человек – сама жизнь в ее утонченном проявлении на фоне огромных пространств.

Предпочтения в фототехнике: фотоаппарат для меня как блокнот
Для Мартины всегда самым важным было оставаться налегке, не обвешиваться аппаратурой. Ее отношение к фотокамерам хорошо отражает одна ее фраза: «фотоаппарат для меня – это не инструмент для масштабного полотна, а скорее блокнот для заметок». Она никогда не концентрировалась на особенностях своей фототехники, и не пыталась экспериментировать с «Полароидом», 3D и панорамной фотосъемкой.

На протяжении долгих лет Мартина Франк принадлежала и принадлежит к фотографам «партии лейкистов». Ее первым фотоаппаратом была «Leica» и с тех пор эта марка всегда была для нее основной. Исключение Мартина делала для Canon с возможностью зума, используя этот фотоаппарат для съемки театральных постановок и пейзажей.

Мартина Франк однажды сказала: «Я считаю, что в этом мире все можно нарисовать – так как рисуя, можно менять и саму реальность. Однако далеко не всё можно сфотографировать. Именно по этой причине часто результатом съемки являются снимки, которые обладают лишь документальной ценностью и не имеют масштаба и глубины. 99% щелчков затвора не приносят того результата, на который рассчитываешь с самого начала и с этим приходится смириться.

Однако чудеса все же случаются….и случаются они без предупреждения».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.