Мэтью Брэди: фото летописец войны Севера и Юга


Мэтью Б. Брэди – человек, который сохранил для потомков память о гражданской войне между американским Севером и Югом. Если бы не его самоотверженный труд, огромный пласт информации об этом важном с исторической точки зрения конфликте был бы безвозвратно утерян. Его фотографии стали той летописью войны, которая, наряду с письменными свидетельствами, стала историей, которую мы знаем

.

Мэтью Б. Брэди появился на свет в 1823 году, в штате Нью-Йорк, в городке Лейк Джордж. В юности, увлекшись живописью, он отправился в Нью-Йорк в компании со своим учителем Уильямом Пэйджем. Пейдж планировал сделать из своего ученика художника, который превзошел бы его самого, и в Нью-Йорке организовал Брэди встречу со своим бывшим наставником, Самуэлем Ф. Б. Морзе. Однако Брэди вместо группы по изобразительному искусству, поступил на курсы дагерротипии.

В 1844 году Брэди уже открыл свою студию на Бродвее. Его карьера фотографа стремительно пошла в гору – едва достигнув совершеннолетия, он получил приз от нью-йоркского Американского института, который высоко оценил его работы.

В 1845 году Брэди приступил к масштабному проекту, значение которого трудно переоценить. Он начал создавать национальный фото архив, снимая выдающихся людей своего времени – писателей, политиков, профессоров, актеров, оперных певцов, художников, врачей и других известных личностей. Брэди пополнял этот архив на протяжении почти 50 лет, создав ценнейшую коллекцию. Благодаря его стараниям, мы знаем, как выглядел генерал Роберт Е. Ли, автор «Хижины дяди Тома» писательница Гарриет Бичер-Стоу и другие исторические персонажи.

Брэди достаточно быстро стал известным. Его фотографии использовались для иллюстрирования книг, журналов и газет, студия процветала, а подпись «Дагеротипия Брэди» стала известна по всей стране. В 1847 году он открыл еще одну студию – в Вашингтоне. У тогдашних фотокамер время экспозиции было настолько долгим, что необходимо было фиксировать голову модели для получения четкого снимка. Через эту не очень приятную процедуру прошел сам президент, министры, конгрессмены и другие представители кабинета, которых фотографировал Брэди.

В то время возникла мода на визитные карточки с фотографией – студии были буквально засыпаны заказами и его доходы значительно выросли. Он стал не только известным, но и весьма обеспеченным человеком.

С началом гражданской войны его интерес к созданию национального фото архива известных личностей угас. Оценивая свой опыт и возможности, он чувствовал себя обязанным донести до людей реальную картину происходящего. Он встретился с президентом Линкольном – тот высоко оценил его энтузиазм, но предупредил, что деньги на этот проект ему выделены не будут. Брэди это не остановило – его состояние на тот момент оценивалось в 100 тысяч долларов.

Брэди развернул масштабную деятельность – закупил необходимое оборудование, собрал своих лучших специалистов и сформировал несколько мобильных групп. К концу войны количество таких передвижных студий достигло 20, и все они финансировались им лично. После того, как в редакции журналов и газет поступили первые фотографии, популярность его имени, ставшего торговой маркой, резко возросла.

Благодаря непрерывной работе его групп, читатели получали самую оперативную информацию с мест сражений. Он основал первое в стране агентство военного фоторепортажа. Лишь после этого военное министерство поняло значение его работы. Один из специалистов Брэди был прикомандирован к инженерным войскам и отвечал за фотосъемку местности и военных укреплений.

Многие из тех военных фотографий Брэди делал сам. Его не останавливало то, что его фото фургон был отличной мишенью. Для него было важно донести до всех горькую правду войны, свидетелем которой был он был — снимки полей боев, усеянные телами убитых солдат, картины страшных разрушений оказывали большое влияние как на южан, так и на северян. Его фотографии помогали людям понять, какова цена тех идей, приверженцами которых они являлись.

К концу войны Брэди был разорен. Он истратил все свое состояние и остался должен более 25 тысяч долларов за аппаратуру и фотоматериалы. Люди хотели забыть все ужасы войны – фотографии, которые о ней напоминали, не продавались. Чтобы расплатиться с долгами, ему пришлось продать студию в Нью-Йорке и свои земельные участки. Генералы Бенжамин Ф. Батлер и Джеймс А. Гарфилд (будущий президент США) добились того, чтобы военное ведомство оплатило все оставшиеся долги Мэтью Б. Брэди и выплатило ему 25 тысяч долларов наличными. Взамен ведомство получило в свое распоряжение весь архив фотографий, сделанных Брэди за время войны. На момент каталогизации в 1897 году из всей коллекции осталось только 6000 стеклянных негативов.

После того, как умерла его жена, Брэди переехал к своему племяннику. В 90-тых годах он начал терять зрение – сказывались многолетние нагрузки, неизбежные при фотопечати. В возрасте 72 лет он едва не погиб – практически слепой, он переходил дорогу и был сбит автомобилем. Оправившись после травм, он отправился в Нью-Йорк – в начале февраля должна была состояться выставка его фотографий. Он не дожил до этого события, скончавшись 15 января 1896 года.

В знак уважения к заслугам Мэтью Б. Брэди, он был похоронен на Арлингтонском кладбище – там, где до него были похоронены герои гражданской войны.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.