Моисей Наппельбаум и его фотографии — предзнаменования


Моисей Наппельбаум появился на свет в 1869 году в Белоруссии, в Минске. В то время в семьях с низким достатком, родители отдавали детей, по достижению ими подросткового возраста, в ученики ремесленникам. Так Моисей попал в фотоателье «Боретти». Его владелец, человек не чуждый искусству, образованный и интеллигентный помог мальчику не только постигнуть основы фотографии, но и развил его художественный вкус, способность чувствовать тонкие грани прекрасного.

Свою деятельность в ателье Моисей начал с самой низкооплачиваемой работы – он работал учеником печатника – работника, который копировал портреты. На ступень выше печатника был ретушер, а на вершине этой иерархической лестницы в фотоателье был фотограф.

Обладая тонким чутьем на таланты, Боретти сразу заметил в Моисее недюжинные способности и старался предоставить мальчику возможность их реализовать. Через три года после начала его работы в ателье Моисей уже получал заработную плату фотографа. Его стремлению к дальнейшему обучению очень многое препятствовало – не только отсутствие практических пособий по фотосъемке, но и особая атмосфера в среде фотографов.

В то время каждый фотограф, работающий в жанре портрета, должен был иметь какие-либо конкурентные преимущества перед своими коллегами. С этой целью каждый из них использовал в работе секретную, эксклюзивную им самим «изобретенную» технологию. Разумеется, единственным, чем работы разных фотографов на самом деле отличались – это стилем авторов. Хотя у Моисея и не было объективной информации о передаваемых от мастера к мастеру секретах фотосъемки, он был способен чувствовать разницу в стилях и оценивать мастерство каждого фотографа. В нем еще в совсем юном возрасте помимо таланта фотографа проявились необычные способности.

Его чувствование, тонкое восприятие человека, позировавшего Баретти, простиралось несколько дальше обычного впечатления о внешности, особенностях речи и поведения. Впоследствии он оценивал свои ощущения как особое видение, подсказывающее ему, кто перед ним и что ждет этого человека в ближайшем будущем. Эта особая, высшая степень проницательности поначалу не идентифицировалась им самим – то, что у него есть необычные способности, в полной мере он ощутил только тогда, когда у него появилась собственная фотомастерская.

До этого момента он успел немало поездить по свету, побывав во многих городах России, Европы и даже США. Однако свое ателье он в своем родном городе, в Минске. Именно тут сформируются основные творческие принципы, основываясь на которые Наппельбаум и создаст свои самые известные работы.

В то время стиль фотографирования в среде фотографов портретистов различался лишь в деталях, оставаясь одним и тем же в главном. Фотографы стремились создать идеальный образ, приукрасить действительность – это отнимало у работ индивидуальность, жизненность, делала их однообразными. Использовались в основном статичные позы, делающие людей похожими на изваяния и однотонные, белые или серые тона. В композиции настоящим штампом стала «трехъярусная» схема расположения участников съемки.

Наппельбаум отказался практически от всех бытующих в то время канонов фотосъемки. Снимал живые сцены, без позирования и постановки, экспериментировал с освещением, нарушая все правила, считающиеся залогом успешного фотопортрета.

В 1910 году Наппельбаум покидает Минск и переезжает с семьей в Петербург. Вскоре он обзавелся там своей мастерской в центре города. К тому времени в семье Наппельбаумов было уже пятеро детей – сын и четверо дочерей. Дом Наппельбаума был своеобразным клубом, где собирались музыканты, художники и поэты, музицировали, читали стихи и беседовали об искусстве. Дом Наппельбаума, как и его сердце, был всегда открыт для всех – даже в смутные, тяжелые революционные времена, когда Петербург переживал голод и разруху, встречи по понедельникам в большом доме на Невском проспекте не прекращались.

Наппельбаум с течением времени становился все более известным, но настоящую популярность он приобрел уже в Москве, куда он переехал в двадцатых годах. К тому времени он выработал своей особенный стиль, в котором приоритетом была личность человека, которого он снимал. Он мог часами присматриваться к своей модели, многократно просить менять позы, прическу, пройтись по студии, чтобы он мог уловить самое важную особенность, нечто ценное, стержневое.

Чутье Наппельбаума было феноменальным – казалось, он заглядывает в душу, раскрывает суть человека и отражает ее в фотографии. Он был не просто талантливым фотографом. Он был фотографом – провидцем. За свою долгую карьеру портретиста он успел сфотографировать многих известных поэтов, актеров, художников и писателей. Часто бывало так, что Наппельбаум, не прочитав ни одной книги писателя, которого он фотографировал, отражал в фотопортрете присущие только ему особенности, тонко передавал характер его произведений.

Особенно производят впечатления портреты поэтов, сделанные Наппельбаумом. В них отражен их особенный, внутренний свет. Фотография Блока, сделанная Моисеем Наппельбаумом, может сказать о нем больше, чем несколько томов его биографии. Пронзительный, живой снимок поэта знаком многим почитателям его творчества – он присутствует во многих изданиях стихов Блока.

Авторству Наппельбаума принадлежит снимок Есенина, который был сделан за несколько дней до его трагической смерти. Когда Есенин пришел в студию фотографа со своими друзьями, он казался живым воплощением молодости и силы – похожий на ангела, веселый, энергичный, золотоволосый. Однако Наппельбаум увидел его другим. На его фотографии Есенин стоит, обреченно склонив голову, словно осужденный на казнь, поднимающийся на эшафот.

Наппельбаум никогда не знал, как и когда именно он сделает снимок, полностью доверяя в этом вопросе своей интуиции. Его фотографии с одной стороны полны жизни, динамичны, а с другой монументальны и полны какого-то философского подтекста. Трудно сейчас сказать, обладал ли на самом деле Моисей Наппельбаум какими-то сверхъестественными способностями или его фотографии – предсказания объясняются случайными совпадениями. Однако в одном можно быть уверенным – творчество этого фотографа является неоценимым вкладом в мировую сокровищницу фотоискусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.