Роберт Капа и его роман со смертью

«Гениальными снимки делает смерть. Если фотограф чувствует, что его снимки недостаточно хороши, это значит, что он подошел к ней недостаточно близко».
Роберт Капа.

Роберт Капа – из тех людей, которые рождаются очень редко. Лев Гумилев в своем исследовании «Этногенез и биосфера Земли» назвал людей, подобных Капе пассионариями – лидерами, революционерами, теми, кто способен пойти против системы и не оглядываться назад.

Его жизнь была короткой – когда большинство предпочитает жизнь, подобную неторопливому тлению свечи, Капа горел подобно мощному факелу. Однако и за это короткое время он успел добиться очень многого. В юности он придумал легендарного героя-фотографа, на которого хотел бы походить, а повзрослев, он стал им, причем в гораздо большем масштабе, чем мог себе вообразить.

Настоящее имя Роберта Капы – Андре Ерно Фридман. Он родился в Венгрии, в Будапеште 22 октября 1913 года в зажиточной еврейской семье. С самого юного возраста он больше интересовался политикой, чем учебой, участвовал в различных акциях протеста, ходил на демонстрации. Однажды, после очередного митинга будущий знаменитый фотограф, вместе с другими такими же юными бунтарями был жестоко избит полицией, после чего он был арестован и спустя некоторое время выслан из страны.

Тогда это было обычным явлением – Венгрия была тоталитарной страной, которую спешила покинуть творческая интеллигенция: писатели, фотографы, художники, ученые, режиссеры уезжали из страны в поисках лучшей доли.

Так Андре оказывается в Берлине, где поступает в университет на факультет журналистики. К тому времени он лишился финансовой поддержки своей семьи – отцу Андре грозило разорение, и помогать сыну он не мог. Полуголодное существование не входило в планы Андре и он принимает решение, которое изменит всю его жизнь – он решает стать фотографом, а если точнее – фотожурналистом.

Устроившись в «Дефот», — известное в Берлине агентство, работающее в сотрудничестве со многими популярными изданиями, спустя некоторое время Андре проходит первое «боевое крещение». Он отправляется в Копенгаген: агентству необходим был материал о Льве Троцком и митинге, в котором он должен был принимать участие.

Однако получить материал оказалось непросто – по распоряжению Троцкого не один фотограф не мог подойти к трибуне. Андре, которому в то время было 19 лет, не остановил риск быть избитым охраной Троцкого – раньше он не раз оказывался в подобных ситуациях. Спрятав свою миниатюрную «Leica» в карман, он подошел вплотную к трибуне и сделал необходимое ему количество кадров выступающего оратора.

Фотографии с митинга стали его первым большим успехом в фотожурналистике. Его целеустремленность и способность принимать быстрые, решительные действия в момент опасности в будущем сделают его одним из самых известных фоторепортеров в мире.

С приходом к власти гитлеровского режима Германия стала не лучшим местом для личности, стремящейся к активному самовыражению и свободе. Андре пришлось покинуть страну. После короткого визита к родным в Будапешт он прибывает во Францию – страну, которая в то время стала прибежищем для эмигрантов со всего мира.
В Париже Андре познакомился с Гердой Таро, коммунисткой из Германии, женщиной, которая стала его другом, компаньоном и любовницей.

Материальное положение молодой пары тогда оставляло желать лучшего. Будучи по натуре авантюристами, вопрос нахождения средств к существованию Андре и Герда решили весьма оригинально, в своем амплуа. Они создали фотоагентство, роли в котором были распределены следующим образом: Герда была рекламным агентом и секретарем, Андре – лаборантом, а учредителем и главным фотографом студии стал Роберт Капа — популярный фотожурналист из Америки.

Вокруг личности Роберта Капы был создан настоящий ажиотаж, причем сделано это было весьма искусно. Он был настоящим гением фоторепортажа, который обладает сверхъестественным чутьем на сенсацию и способен добыть уникальный материал, оказавшись в нужном месте раньше всех. Такой ход оказался беспроигрышным – таинственная личность богатого и популярного фотографа американца, уже без участия молодых авантюристов начала обрастать мифами и…приносить немалый доход.

Разумеется, никакого Роберта Капы не существовало, а материал для заказчиков снимал Андре Фридман. Чтобы соответствовать высокой планке «гения фоторепортажа» ему пришлось работать на пределе своих возможностей. Однако этот нелегкий труд принес свои плоды – финансовое положение молодой пары стало достаточно стабильным.

Их обман открылся в ходе поездки в США, где они пытались «продвигать» Роберта Капу, на этот раз представив его известным…французским фоторепортером. Андре к тому времени самому надоело полулегальное существование, и он окончательно отказался от роли «фотографа-невидимки», оставив себе имя вымышленного героя в качестве псевдонима. Так Андре Ерно Фридман стал Робертом Каппой – легендарным фотожурналистом.

Когда в 1936 году в Испании началась гражданская война, Роберт Капа и Герда Таро в составе большой группы фоторепортеров отправляются в горы Сьерра Морена, в провинцию Экстремадура, где шли бои между франкистами и республиканцами. Капа впервые оказался в самом эпицентре военных действий. Сторонники генерала Франко тогда впервые начали использовать в бою усовершенствованное оружие и республиканцы вследствие этого несли большие потери.

5 сентября – день, который изменит всю его жизнь, Капа провел в окопе, в ожидании атаки. В бою на стороне франкистов сражались добровольцы из Марокко, о которых шла дурная слава — словно обезумевшие берсерки, они готовы были рвать противника голыми руками. Капа, как и его спутники, был уверен, что из этой передряги ему не выбраться живым.

Когда республиканцы поднялись в атаку, Капа высунул из окопа свою верную «Leica» и, не глядя нажал на спуск. Так была сделана фотография, которая потом обойдет весь мир – «Смерть солдата лоялиста», впоследствии названная лучшей фотографией в жанре военного фоторепортажа всех времен и народов.

В 1937 году Капа делает Герде Таро предложение. Согласилась ли она или ответила отказом – неизвестно, но спустя несколько месяцев, во время очередной поездки в Испанию Герда Таро погибла, не дожив до своего 27-летия.

Капа и сам постоянно ходит по грани: в 1938 году он уезжает в Китай делать фоторепортаж о японском вторжении, затем опять возвращается в охваченную войной Испанию. Когда Германия объявила Великобритании войну, Капа без промедления прибывает в Лондон. Вплоть до 1945 года он побывал на разных фронтах, каждый раз рискуя оказаться в списке погибших.

О риске, которому подвергает себя военный фоторепортер, Капа однажды сказал следующее: «На войне у фотожурналиста есть только одна ставка – жизнь. Он может играть, а может отказаться если эта ставка для него слишком велика. Я — игрок, и если уж играть, то играть по-крупному».

В этой фразе – весь Капа. Зная, что высадка десанта в Нормандии – крайне рискованная военная операция, он не колеблясь отправляется туда в первом эшелоне. Роберт Капа стал единственным фоторепортером, который решился освещать эту военную операцию.

По прибытию к месту высадки десанта Капа оказался в настоящем аду: люди гибли сотнями под шквальным огнем немецких пулеметов, вода побагровела от крови убитых солдат. Никогда еще в жизни Капы ему не было так страшно. Он снимал на автомате, не раздумывая, руки сами делали свое дело – он снимал и снимал, перезаряжая фотокамеру, пряча отснятую пленку и вставляя новую. Ему повезло – он выбрался, отсняв при этом 106 кадров, за которые чуть не заплатил своей жизнью.

В Англии, во время проявки произошла чудовищная по своей нелепости ошибка – из всего материала, отснятого под непрерывным огнем немецких пулеметов, удалось сохранить только 11 кадров. Именно эти драматичные кадры впоследствии легли в основу сцены высадки вторжения в Нормандию в знаменитом фильме Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана».

После окончания войны Капа был одним из самых известных в мире фоторепортеров. Он получил гражданство в США, и его ждала жизнь, о которой он мечтал – мирная, спокойная и размеренная. Тогда он шутил, что надеется остаться без работы до конца жизни.

Однако дальнейшие события показали, что это было лишь самообманом. Ни работа в Голливуде, о которой он впоследствии отзывался с отвращением, ни поездка в СССР не принесли ему ощущения, что он реализует свой творческий потенциал. 1948 году он отправляется освещать события войны, которые сопредельные мусульманские государства объявили Израилю.

В 1954 году по заданию журнала «Life» Роберт Капа вылетает в охваченный войной Индокитай. Его фоторепортаж, который он планировал снять, стал для него последним – 25 мая знаменитый фотограф погиб, подорвавшись на противопехотной мине. Так закончилась жизнь человека, который всем сердцем ненавидел войну и при этом не мог найти себе место в мире, где война была окончена.

Роберт Капа как-то сказал, что гениальными снимки делает смерть: если фотограф чувствует, что его снимки недостаточно хороши, это значит, что он подошел к ней недостаточно близко. С каждым разом Капа подходил к ней все ближе и ближе – до тех пор, пока она все же не настигла его.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.