Роджер Фентон – первый военный фотожурналист


Роджер Фентон – основатель военной фотожурналистики, впервые осветивший межнациональный конфликт, используя такое средство, как фотография. В 1855 году Фентон совершил свое историческое путешествие по полям сражений Крымской войны, чтобы спустя несколько лет привезти в Лондон сотни негативов. Для выполнения этой миссии, возложенной на него королевской семьей, была создана первая в мире мобильная фотолаборатория, приобретены современные большие фотоаппараты, а самим Фентоном была освоена новая технология фотопечати – калотипия.

Роджер Фентон появился на свет в Англии, в городке Хейвуд, 20 марта 1819 года, в семье видного политического деятеля и банкира. Его отец был дважды женат – у Роджера в общей сложности было 16 родных братьев и сестер. Когда Роджеру исполнилось девятнадцать лет, он уехал в из родного города и поступил в один из лондонских университетов. Учеба на юридическом факультете давалась ему непросто — он предпочитал ей живопись, которой занимался с большим удовольствием. Роджер лелеял планы оставить юриспруденцию и стать художником. Вероятно, именно его прохладное отношение к карьере юриста послужило причиной того, что университет он закончил лишь спустя 9 лет после поступления – в 1847 году.

Закончив учебу, Фентон исполнил свою мечту – отправился изучать живопись в парижских студиях, а вернувшись в Лондон, поступил в школу моделирования и рисунка. Он достиг определенных успехов в изобразительном искусстве, несколько лет подряд выставляя свои работы на выставке живописи в Королевской академии искусств. В 1851 году произошло событие, которое оказало значительное влияние на всю последующую жизнь Фентона – он побывал на Всемирной промышленной выставке, которая была организована в лондонском Гайд-парке, где его поразил стенд с фотографиями, сделанными по методу калотипии.

Идея фотографии настолько его увлекла, что он за несколько месяцев освоил технику фотосъемки и фотопечати и уже через год организовал свою выставку. Лондона и его окрестностей ему было уже недостаточно – за новыми видами он отправился в Россию, побывал в Санкт-Петербурге, Киеве, Москве и других городах. Его деятельность в качестве фотожурналиста не осталась незамеченной, хотя самого этого термина на то время еще не существовало. Работы Фентона принесли ему не только известность, но и коммерческий успех – снимки с видами далеких стран весьма неплохо раскупались.

С началом Крымской войны в 1853 году, среди широкой общественности в начало расти недовольство. Вступление Англии в этот конфликт многие считали поспешным решением, которое может быть роковым для страны. Королева Виктория посчитала нужным принять меры, чтобы успокоить общественность, наглядно показав успехи британской военной кампании. Для выполнения этой миссии был привлечен Фэнтон, который на тот момент был одним из самых влиятельных «путешествующих» английских фотографов, обладавших опытом фотосъемки в походных условиях.

Вместе с Маркусом Спарлингом, своим ассистентом, Фентон отправился в самое опасное путешествие в своей жизни, которое продолжалось с 1855 по 1856 год. За это время он сделал сотни фотографий, подхватил холеру и однажды едва не погиб, отделавшись несколькими сломанными ребрами. Оборудование, которым обладал первый военный фотожурналист, было слишком громоздким, из-за чего сюжеты фотографий не отличались разнообразием. Из-за низкого уровня светочувствительности используемых им материалов, он не мог снимать события в динамике, поэтому фотографировал лишь статичные объекты.

Более того – сама смысловая нагрузка снимаемого материала была ограничена рамками задачи, которую Фентон обязан был выполнять. Он не снимал поля сражений, на которых лежали тела убитых англичан, не делал снимков раненных в госпитале и разрушений, которые были нанесены британским укреплениям. Тематикой его снимков была гарнизонная жизнь, пейзажи и картины, изображавшие мощь британского оружия и непобедимость английской армии. Тем не менее, заказной характер первого официального фоторепортажа не умаляет заслуг Фентона – его работы являются подробным живым фото свидетельством Крымской войны. Работу такого масштаба не проводила ни одна из воюющих сторон.

В 1858 году в Лондоне состоялась выставка Фентона, включающая более 350 фотографий, отобранных им из всего отснятого в Крымской войне материала. Хотя выставка вызывала интерес, коммерческой выгоды, на которую рассчитывал Фентон, она не принесла: война уже закончилась и сама тема стала неактуальной.

После крымской экспедиции Фентон работал в самых разных жанрах – снимал пейзажи в удивительно красивых местах Уэльса, архитектуру, пробовал себя в пейзажах. Фентон пользовался большим доверием со стороны королевской семьи и был приглашен для проведения приватной фотосъемки ее членов.

В 1860 году у Фентона скоропостижно умирает единственный сын. Он так и не оправился от этого потрясения. К его личной трагедии добавились финансовые проблемы – в 60-тых годах новые технологии печати привели к тому, что фотография резко подешевела и Фентон, как и многие другие «частные» фотографы потерял свой заработок. Он продал все, что было им создано за долгие годы – все негативы и оборудование и начал практику юриста. В 1869 году, в возрасте 50 лет Роджер Фентон скончался.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.