Смерть в кадре: легендарные фотографии


Xосе Ортега-и-Гассет известный испанский философ, как-то сказал, что искусство появилось как способ преодоления страха перед смертью. Если смерть способна на подобное, то становится вполне понятной природа того болезненного, острого интереса, который вызывает эта тема у всех, кто обладает даром жизни и кому рано или поздно придется с ним расстаться. Сама мысль о ней создает разверзшуюся бездну между нами и тем миром, который нам так привычен и к которому мы так привязаны.

Особенно заметен этот интерес в изобразительном искусстве. Картины и фотографии, изображающие смерть, всегда вызывали у зрителя самый сильный интерес, в котором была изрядная доля страха. Это сложное чувство сходно с тем, что испытывает солдат на поле сражения, когда его товарищ рядом с ним падает мертвым – боль, страх, сострадание и в то же время облегчение и радость от того, что сам он жив.

Момент, запечатлевший смерть позволяет зрителям почувствовать себя более живыми. Для этого острого желания заглянуть за грань не является препятствием то, что вся западная культура построена на отрицании смерти.

Фотографии, которые изображают этот момент, не делают известными своих авторов, однако сами они становятся популярнее, чем работы фотографов, которые известны на весь мир. Есть фотографии, которые знакомы практически каждому: об их авторах уже давно никто не помнит, однако лица тех, кто на них был изображен, врезаются в память навсегда.

Снимок №1 «Убийство партизана начальником полиции Сайгона».
Один из таких снимков изображает казнь партизана Вьетконга, захваченного полицией Сайгона. Это событие запечатлел Эдди Адамс, фотокорреспондент агентства «Ассошиэйтед Пресс» 1 февраля 1968 года. Камера Адамса поймала тот момент, когда бригадный генерал Нгуен Нгок Лоан, занимавший пост начальника полиции Сайгона, выстрелил в голову человеку, стоявшему перед ним в наручниках.

В США этот снимок произвел действие, сравнимое с взрывом бомбы и в определенной степени повлиял на принятие решение о выводе американских войск с территории Вьетнама. Миллионы простых американцев были потрясены жестокостью этой сцены, прониклись жалостью к казненному, и отвращением к его палачу.

Казалось бы, все просто, снимок говорит сам за себя. Однако ситуация далеко не так однозначна, как кажется на первый взгляд. «Беспомощная жертва палача», человек на снимке, закованный в наручники – это капитан вьетконговских «воинов мести». Этим человеком и его подручными в этот день было убиты полицейские, а также члены их семей, включая детей. Он был захвачен морскими пехотинцами южновьетнамской регулярной армии у канавы, где грудой лежали трупы жертв убитых им и его подчиненными.

Разумеется, расстрел военного преступника без суда и следствия – это преступление, однако то, что запечатлела камера Адамса, было воспринято однобоко. Этот снимок доказал, что фотокамера может быть не менее опаснее, чем пистолет: генерал Лоан до конца своей жизни подвергался нападкам, оскорблениям и прессингу. В ходе одной из перестрелок с «воинами мести» Народного Фронта Освобождения Южного Вьетнама он был ранен в ногу и отправлен в военный госпиталь в Австралии. Однако руководство госпиталя отказалось его лечить и настояло на том, чтобы генерала отправили обратно. В конечном итоге ногу пришлось ампутировать.

Оправившись после ранения, генерал Лоан вместе с семьей переехал в США, однако те же американцы, которые поддерживали правящий режим Южного Вьетнама, провели крупномасштабную акцию протеста, призвав к его депортации из страны. Небольшой частный бизнес, который генерал открыл в одном городке в Вирджинии, постоянно был на грани разорения из-за нападок вандалов. Один единственный снимок разрушил его жизнь: его и его семью постоянно окружала ненависть. «Мы знаем, кто ты!» — эти выкрики преследовали генерала до конца его дней.

Эдди Адамс лишь впоследствии осознал все последствия злополучного снимка, который он сделал в тот день. Он отказался от высокой награды – Пулитцеровской премии, которая была ему присуждена как автору «Убийства партизана начальником полиции Сайгона». Движимый голосом совести, Адамс успел съездить к генералу Лоану до его смерти от рака в 1998 году и лично попросил у него прощения. В интервью Адамс сказал о генерале Лоане: «он убил человека, закованного в наручники» и добавил «А я убил его своей камерой».

Снимок №2 «Тело Эрнесто Че Гевара»
Эрнесто Че Гевара – одна из самых неоднозначных личностей 20 века. Для кого-то он одержимый, запятнавший себя кровью во имя своих безумных идей, кто-то считает его святым, последним истинным пассионарием нашего времени, положившим жизнь во имя великой цели. Однако никто не возьмется оспаривать тот факт, что личность «Че» стала поистине легендарной, жизнь и смерть этого революционера стала частью народного предания, приобрела таинственный, мистический ореол.

В большей степени этому способствовала не героическая жизнь «великого революционера всех времен и народов», а его не менее героическая смерть. Ы 1967 году боливийский спецназ провел операцию, в ходе которой Че Гевара был захвачен и казнен. Нужно отметить, что главным «спонсором» боливийской армии выступали США: госдеп и ЦРУ финансировали поставки оружия, предоставляли специалистов для обучения. Вполне закономерно, что боливийская армия, как и правительство, служили проводником воли своих хозяев.

Захватив и казнив Че Гевару, они надеялись, что организованное им движение сопротивления без него распадется. Им важно было доказать всем сочувствующим и сторонникам, что «Че» мертв – с этой целью они сделали постановочную фотографию. На ней высокопоставленные чины боливийской армии стоят перед телом Че Гевары. Один из положил руку на его голову, а другой указывает пальцем на огнестрельную рану.

Лицо Че Гевары выражает спокойствие. Его убийцы позируют перед камерой. После того, как эта фотография была сделана, палачи решили подстраховаться на тот случай, что их обвинят в фальсификации снимка. Чтобы иметь неопровержимые доказательства смерти Че Гивары, они ампутировали ему обе руки и хранили их в химрастворе. Тело его было захоронено в могиле, месторасположение которой осталось тайной.

Сделав эту фотографию, убийцы Че Гивары планировали внести смятение в ряды его сторонников и стереть память о его жизни и борьбе навсегда. Однако вместо этого, они напротив, сделали его человеком-легендой, мучеником, бессмертным олицетворением революционной борьбы.

Снимок №3 Убийство Освальда Ли Харви
На фотографии, сделанной фотожурналистом Робертом Джексоном, владелец ночного клуба по имени Джек Руби, стреляет в живот человеку, которого ведут полицейские и агенты ФБР. Этим человеком был Освальд Ли Харви, главный подозреваемый в убийстве президента США Джона Кеннеди. В этот день, 24 ноября 1963 года свидетелями этого убийства стали миллионы американцев. Так как после ареста Освальда к нему было приковано внимание прессы, тот момент, когда его выводили из полицейского управления, показывали в прямом эфире сразу несколько телеканалов.

По иронии судьбы Освальд скончался от полученных ранений в той же самой больнице, в которой двумя днями ранее скончался Джон Кеннеди.

Снимок №4 Омаира Санчес
13 ноября 1985 года произошло крупное извержение вулкана Невадо Дель Руиз в Колумбии. Селевые потоки, обрушившиеся на 14 близлежащих городов и деревень, унесли жизни 23 тысяч человек. Больше всего пострадали города Армеро и Чинчина. Трагедия могла быть предотвращена – специалисты по гражданской обороне задолго до катастрофы предупреждали колумбийские власти о необходимости эвакуации местных жителей.

Однако нежелание властей проводить дорогостоящую операцию привело к тому, что количество жертв и разрушений было огромно. В Армеро, который пострадал больше всего, на месте одного из разрушенных потоком домов тринадцатилетняя девочка попала в ловушку – она оказалась по шею в жидкой грязи, а ее ноги застряли между бетонных плит. Несмотря на все усилия спасателей, вытащить ее не удалось. Предпринимались отчаянные попытки откачать грязь, но без специального насоса это было невозможно.

Девочку звали Омаира Санчес. Несмотря на свое ужасное положение, на переохлаждение, отсутствие сна и душащую панику, она держалась очень мужественно – улыбалась, общалась со спасателями и пела, даже предлагала им пойти отдохнуть. На третий день у Омаиры начались галлюцинации. За несколько часов до того, как она умерла, фотожурналист Франк Фурнье сделал фотографию, за которую он впоследствии неоднократно подвергался преследованию со стороны прессы. Его называли стервятником, спекулирующим на трагедии.

Город Армеро не был отстроен, он стал мемориалом памяти своих жителей, погибших в тот трагический день 13 апреля 1985 года.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.