Спенсер Туник и его жанр «массового ню»


То, что вы видите на фото, это не безумная фантазия специалиста в Photoshop и по совместительству пропагандиста философии нудизма. Это реальная фотография сотен людей, добровольно и бесплатно решивших сняться в групповом снимке обнаженными. Представленная фотография – это лишь одна из сотен фоторабот Спенсера Туника, скандально известного американского фотографа.

История созданного Туником стиля «массового ню» восходит к 1992 году, когда он только начинал свою карьеру, снимая в жанре «голой натуры». Как истинный энтузиаст своего дела он активно экспериментировал, перейдя от одиночных сцен к групповым, воссоздавая с помощью групп людей какие-либо сцены, и снимая преимущественно крупные планы.

Постепенно количество обнаженных людей в кадре увеличивалось. Из групп в десятки человек мастер «массового ню» перешел к группам из сотен, а затем и из тысяч. Раз за разом он побивал собственные рекорды, снимая в Барселоне, Нью-Йорке, Базеле, Амстердаме и других городах мира. Не так давно, находясь в Мехико, Туник сделал групповую фотографию, на которой было запечатлено 18 тысяч человек, не отягощенных одеждой, причем каждый раз количество желающих поучаствовать в этом действе все увеличивается. Каждый год Туник совершает путешествия по новому маршруту, снимая за этот период времени не менее шести «голых» фотоальбомов.

Официальные отзывы европейских критиков гласят, что снимая в смеси жанров скульптуры, ленд-арта и перфоманса Спенсер Туник старается передать таким образом красоту человеческого тела, показывая некий идеальный мир, где людям не нужно стесняться своей наготы. Обнаженные тела на фоне величественных природных ландшафтов подчеркивают хрупкость и уязвимость нашего тела.

Это, что называется, официальное мнение. Есть и другое. Согласно этому, альтернативному мнению работы Туника представляют собой продукт современной эпохи, одним из признаков которой является глубокий духовный кризис, в котором пребывает большая часть человечества. Свалка из человеческих тел, решимость людей всех возрастов обнажиться перед остальными участниками этого «голого движения» яснее любых слов говорит о размытии границ телесного и духовного, поклонении телу, безотчетном желании стать частью бездумного человеческого стада, деградировать.

Фотографии Туника заставляют вспомнить сцены из фильма «Куда приводят мечты» режиссера Винсента Уорда – мистической драмы, где пугающе живо показан ад: свалка из человеческих тел, принадлежащих немым, неподвижным и терзаемым страданием людям.

По мнению тех представителей мира фотографии, которые видят в работах Туника симптомы глобальных духовно-нравственных проблем нашего общества, тысячи голых людей, являющие зрителю свои выпяченные зады – это откровенная насмешка над моральными устоями общества. Более того, это вызов основам религиозного мировоззрения, которые без каких либо разночтений говорят о том, что человеческое тело священно, и осквернять его – это значит оскорблять Творца.

Что можно сказать о Спенсере Тунике, как о фотографе? Можно просто привести факты. Основная позиция съемки – с борта вертолета. Фотографии делаются по одному и тому же принципу – постоянное увеличение количества голых тел в кадре, издалека до боли напоминающих бесконечный поток ощипанных тушек цыплят – бройлеров на конвейере птицефабрики. Еще один факт — за Спенсером Туником стоят серьезные спонсоры. Съемки тысяч людей, полеты на вертолетах, арендованные замки, здания театров, аренда огромных площадей, небоскребов и стадионов – все это обходится весьма и весьма недешево.

Чью сторону принять и как оценивать работы Спенсера Туника – каждый решает для себя сам. Но на наш взгляд Туник – не классик нового жанра. Он даже не фотограф. Он – организатор голых флешмобов, только и всего. Многие участники этих флешмобов в интервью заявляли, что единственной причиной их решения было желание быть наравне со всеми, ощущать себя частью чего-то огромного, перестать думать о своих недостатках.

Создав интригу, предлагая людям аморальный заменитель их стремления к общности, от отсутствия которого сейчас так страдает наше общество, он играет ими, получая удовольствие от ощущения власти. Будучи полностью одетым, он расхаживает перед голой толпой с мегафоном в руках, указывая им как лечь, как встать и как сесть, чувствуя себя в этот момент высшим существом.

Один современный критик сказал об отечественном театре следующее: «Искусство умерло. Уже не нужно уметь играть, нужно лишь научиться шокировать. Нечего сказать – матерись. Нечего показать – покажи голый зад».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.