Стив МакКарри – мастер экстремального фоторепортажа.

Мне очень нравится наблюдать за людьми. Для меня главное — быть к человеку предельно внимательным. Нужно быть последовательным и серьезным по отношению к тому, что ты делаешь — только тогда снимок будет предельно искренним.
Стив МакКарри.

Стив МакКарри родился в штате Филадельфии в 1950 году. Увлекаться фотографией он начал, обучаясь на факультете кинематографии университета штата Пенсильвания, печатался в студенческой ежедневной газете. С отличием закончив университет, МаКарри, игнорирует большие перспективы в плане карьеры и поступает на службу в местную газету обычным фотографом.

Престижное образование ничем не могло поспособствовать его росту в выбранной профессии – все тонкости ему пришлось постигать с нуля, методом проб и ошибок. По воспоминаниям МакКарри, на его стиль и становление, как профессионала большое влияние оказали работы Анри Картье-Брессона.

Однако повседневная рутина, отсутствие каких-либо ярких событий было ему не по душе. Используя все свои небольшие сбережения, МакКарри покупает триста катушек пленки, и без финансовой поддержки, ничего не зная о месте, в которое он отправляется, уезжает в Индию. Это было его первым «боевым крещением»: ради интересного материала он недоедал, ночевал, где придется, рисковал здоровьем, а иногда и жизнью.

Набравшись экстремального опыта «шпионской» съемки, спустя год он предпринял еще одну поездку – в Афганистан, планируя получить фотоматериал о вооруженных конфликтах войск правящего режима с повстанцами. На это раз все было серьезнее – он отправлялся в зону боевых действий, причем для того, чтобы туда попасть, ему предстояло нелегально пересечь границу. Он провел в зоне конфликта две недели, каждый день рискуя быть обвиненным в шпионаже и убитым.

В ходе своего путешествия он несколько раз попадал в ситуации, когда пленки, которые он зашил в одежду, его главную цель, могли конфисковать. Этого он больше всего боялся тогда, когда ему предстояло перейти границу. Однако ему удалось, сохранив их, перебраться в Пакистан. Спустя некоторое время несколько фотографий из его афганского «рейда» были напечатаны в «Нью-Йорк Таймс». Однако эти снимки остались незамеченными – то, что происходило в небольшой отсталой мусульманской стране, далекой от цивилизованного мира, в то время никому не было интересно.

Но спустя несколько месяцев все изменилось. Началась война между афганскими талибами и Советским Союзом, и судьба народа, который до этому никому не был нужен, стала интересовать весь мир. Оказалось, что ни одно из западных информационных агентств не обладает актуальным фотографиями событий, происходящих в Афганистане.

Так Стив МакКарри, еще вчера никому не известный, буквально за несколько недель стал одним из самых обсуждаемых фотографов. Сделанные им фотографии печатались практически во всех ведущих изданиях мира: «Тайм», «Ньюсуик», «Пари Матч», «Штерн», «Лайф» размещали его снимки на своих передовицах. Приняв приглашение журнала «Тайм» и поработав там некоторое время, МакКарри перешел в «Нэшнл Джеографик», который надолго стал его главным местом работы.

С этого времени и до начала 90-тых МакКарри неоднократно бывал в Афганистане. Много раз родные и близкие теряли его, будучи уверены, что он погиб, однако накопленный опыт выживания, знание этой страны и изрядное везение каждый раз помогали ему избежать участи многих военных корреспондентов, которые остались в Афганистане навсегда.

Во время очередной поездки в Кабул, который тогда контролировался талибами, в его номер ночью ворвалась группа вооруженных людей. Тогда жизнь МакКарри спас его чуткий сон и быстрая реакция: заслышав топот по лестнице, он открыл дверь, а сам укрылся в ванной. Перевернув весь номер и забрав ценные вещи, боевики ушли, к счастью для фотографа не найдя фототехнику, пленки и документы, которые им с самого начала были надежно спрятаны.

Приключения МакКарри в ходе его многочисленных экстремальных вылазок в зону афганского конфликта достойны того, чтобы на их основе снять голливудский блокбастер в жанре «экшн», и не один. Он побывал в авиакатастрофе, рядом с ним расстреливали людей, рвались снаряды, раздавались автоматные очереди. Его избивали, хотели утопить, пытали, брали в заложники, много раз он был на грани между жизнью и смертью.

При этом МакКарри не кичился своей славой популярного фотографа, который способен отснять уникальный материал из самой гущи событий, оставаясь при этом живым. Он говорил, что люди узнают не автора, а фотографии. В это время он был уже достаточно известен, однако настоящую славу ему принесла одна единственная фотография, названная им «Afghan Girl» — портрет Шарбат Гулы, девушки из воинственного племени пуштунов, представители которого составляли ядро движения Талибан. Эта фотография сделана в 1984 году, и с этого времени она является настоящей иконой портретной фотографии.

По мнению самого МакКарри, причин, по которым «Afghan Girl», стала настолько популярной, несколько: в первую очередь, девушка на фотографии красива какой-то дикой, первозданной красотой. В ее взгляде чувствуется одновременно волнение и твердая решимость. Несмотря на ее бедность, она полна достоинства и силы духа, весь ее облик проникнут благородством.

Стива МакКарри с полным правом можно назвать одним из лучших фоторепортеров нашего времени: он обладает безукоризненным вкусом и безусловно очень талантлив, однако в мире фотоискусства он известен как автор одного снимка – «Afghan Girl». Эта фотография не просто стала известной сотням миллионов людей во всем мире, будучи растиражированной в газетах, журналах, плакатах и даже татуировках — она стала настоящим символом борьбы афганского народа за свою независимость.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.