Стивен Кляйн – придворный фотограф ее величества


Стивен Кляйн не имеет отношения к английскому королевскому дому и не является фотографом королевской семьи. Его главной моделью является личность, которая намного более популярна, чем английская, шведская и норвежская королевы вместе взятые. Основной его деятельностью является сотрудничество с домами моды, однако имя Стивена Кляйна чаще всего вызывает ассоциацию именно с его покровительницей. Отблеск ее славы падает и на его персону. Трудно сказать, кем без нее был бы Стивен Кляйн. Несколько фраз, сказанных ей о нем, сделали из рядового светского фотографа знаменитость. «Он не просто модный фотограф – он художник и то, что он создает — настоящее искусство». Одно ее прикосновение — и он превратился в «золотого мальчика» фотографии: восторженные отзывы критиков и резко подскочившие гонорары не заставили себя ждать. С живой легендой не поспоришь – особенно, когда это Мадонна.

Деятельность Стивена Кляйна как фотографа началась тогда, когда ему едва минуло 13 лет. По его словам, этому предшествовала история, которую можно назвать не иначе, как мистической. В городишке, где он жил, по случаю какого-то празднества была организована ярмарка. На этой ярмарке к Стивену подошел незнакомец и без слов протянул ему дешевенький фотоаппарат. Кем был этот человек и почему он это сделал – осталось загадкой.

По словам фотографа, это необычное происшествие оказало большое влияние на всю его дальнейшую судьбу. С того момента он увлекся фотографией. Трудно сказать, насколько правдива эта история – не для кого не секрет, что часто те, кто нуждается в славе и стремится быть в центре внимания часто при помощи подобных историй создают некий ореол вокруг своей «избранности».

Окончив школу, Стивен походил обучение в школе дизайна в Род-Айленде, изучал живопись, однако начиная с юности, на жизнь он зарабатывал исключительно фотографией. Если его работы как живописца и существуют, то он не спешит представить их публике. На мнение некоторых критиков о том, что его снимкам присуща какая-то картинность, Кляйн однажды ответил, что знает, что многие его снимки похожи на картины, однако никакие картины не влияли на него при создании его работ. «Живопись во мне!» — сказал он как-то с прямо-таки обезоруживающей «скромностью».

Стивен Кляйн приобрел известность, принимая участие в рекламных компаниях известных дизайнеров одежды «Dolce & Gabbana», «Calvin Klein» и ряда других. Известность фотографа начала расти с 1990 годов. С того времени его фотографии печатали самые популярные журналы о моде, музыке и дизайне «Commons & Sense», «Arena», «Vogue», «Rolling Stones» и другие.

Стивен Кляйн всегда занимал положение некоторого «середнячка» не идя по пути откровенно скандальных фотографов, таких как Салли Манн и Дэвида Гамильтона. Сверх скандальными его фотографии назвать нельзя, однако пай-мальчиком его тоже назовешь: обнаженная натура – одна из его излюбленных тем. Более того, не гнушается Кляйн и садомазохических сюжетов, гомосексуальной эротики, и тому подобного мракобесия нашего просвещенного века. Вероятно это служит пропуском в мир высокой моды, где гетеросексуальная ориентация считается явлением архаичным.

Однако и среди «неархаичных» и «продвинутых» редакторов находятся те, кто не хочет работать с Кляйном именно по причине вульгарности и скандальности его фотографий. Сам автор отзывается о подобных ситуациях так: «Это смешно, ведь я делаю эти снимки с самыми благими намерениями, и получаются сильные снимки. Если показать эти фото на улице, какому-нибудь обычному, нормальному парню он скажет – Вау! Это круто!». Трудно представить, какими благими намерениями руководствуется автор фотографий на гомосексуальную тему. Хотя в одном Кляйну нужно отдать должное – такие фотографии действительно получаются «сильными», только не в том смысле, который он вкладывает в это слово. Хотя трудно понять, как нормальный парень может быть в восторге от фотографии двух гомосексуалистов.

Однако скандальность фотографий – это не единственная причина известности Стивена Кляйна. По настоящему популярным его сделали звезды кино, шоу-бизнеса и подиумов, вернее их фотографии. Он снимал Клаудию Шиффер, Наоми Кэмпбелл, Бреда Пита, Тома Форда, Анжелину Джоли и еще целый сонм актеров и моделей. Однако его главный лотерейный билет, по которому он выиграл джек-пот – это Мадонна. Он познакомился с ней во время ее концерта в Лондоне и с тех пор он стал едва ли не официальным фотографом поп-дивы.

Стивен Кляйн – один из самых ярких представителей тех, кто паразитирует на славе звезд. По сути, он делает то же самое, что и папарацци, с той разницей, что снимает он с согласия своих знаменитых моделей. Честно признаться в этом – значит нарушить правила игры, поэтому он говорит: «Я работаю со своими звездными моделями не из-за их статуса. Они всегда открыты для моих экспериментов, всегда разные». Разумеется, с этим спорить никто не будет – актеры, такие, к примеру, как Брэд Пит не случайно стали звездами мировой величины и играть других людей для них – дело привычное.

Однако искренностью здесь и не пахнет – представьте себе, что творческие эксперименты толкнули Стивена Кляйна на неожиданный шаг – вместо фотографий Мадонны разместить в популярных журналах фотосессию талантливой актрисы из захолустья. Примут ли редакторы журналов эти фотографии? Будет ли востребованы такие журналы читателями?

Стивен Кляйн действительно талантлив – талантлив в том, что в отличие от многих, он сумел найти подход к звездам первой величины, снять их так, что они остались довольны результатом. Чтобы «поймать волну» запросов массового зрителя тоже нужен определенный талант, которым обладают далеко не все.

Однако говорить о том, что Стивен Кляйн создает настоящее искусство – означает оскорблять тех, кто его действительно создавал и создает.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.