Триумф воли Лени Рифеншталь


Лени Рифеншталь появилась на свет в Берлине в семье владельца магазина сантехники 22 августа 1902 года. С самого юного возраста у нее проявился сильный характер, настойчивость в достижении цели и незаурядный ум. Родители Лени многое делали для того, чтобы девочка была всесторонне развита: она занималась плаванием, катанием на коньках, обучалась музыке. Уже в подростковом возрасте стала очевидной особенность Лени, благодаря которой она оставит столь яркий след в истории – если она бралась за какое-то дело, то становилась буквально одержимой им, достигая в нем фантастических успехов.

Первым ее сильным увлечением стал балет. Несмотря на то, что в балетные школы учениц принимали только с 6 лет, девятнадцатилетняя Лени, благодаря своей настойчивости все-таки поступила на обучение в одну из лучших европейских балетных школ. За несколько лет она достигла такого уровня в искусстве балетного танца, которого многие известные балерины не смогли достигнуть за всю жизнь.

Ее талант публика оценила по достоинству – после сольного выступления, которое состоялось в Мюнхене в 1923 году, она отправилась в турне по городам Европы, где ее ждал настоящий успех. Ее увлечение принесло ей известность, деньги, самостоятельность и…немилость отца. Он не видел особой разницы между балетом и кабаре, и будучи человеком властным и строгим, требовал от дочери оставить танцы. Постоянные ссоры привели к тому, что Лени ушла из дома.

В 1924 году на гастролях в Праге во время выступления с Лени случилось несчастье – она получила серьезную травму, которая поставила крест на ее карьере балерины. Она вернулась в Берлин. Накопленных за время выступлений сбережений ей хватило на то, чтобы купить свою первую квартиру – она уже настолько привыкла к самостоятельности, что не мыслила своей дальнейшей жизни в отчем доме.

Ей тогда было всего 22 года, и в этом юном возрасте у нее за плечами уже был богатый сценический опыт, признание и известность. Лени была ослепительно красива, и многие молодые люди, покоренные ее красотой и желающие произвести впечатление своим умом и красноречием, наталкивались на такой острый ум и отточенное чувство юмора, что тут же, пристыженные, ретировались. Лени умела не только осадить и поставить на место, но и выслушать. Тем, кому довелось с ней общаться, потом еще долго вспоминали то сильное впечатление, которое произвела на них эта девушка, не по годам умная и рассудительная.

В том же 1924 году Лени впечатленная фильмом «Гора судьбы», написала письмо его режиссеру, Арнольда Фанка, основателю жанра «горного» фильма. После их встречи Фанк, просто завороженный ее яркой, неординарной красотой, предложил Лени стать героиней его фильмов. В ходе съемок, которые проходили в горах, в условиях, очень отличающихся от привычного Лени комфорта, Фанку предстояло еще не раз удивляться силе характера и одержимости своей подопечной.

Так Лени добилась успеха и на актерском поприще – благодаря фильмам с ее участием о ней узнали не только в Германии, но и далеко за ее пределами. Именно в этот период, благодаря Арнольду Фанку, Лени впервые познакомилась с искусством фотографии. По словам Лени, он был необыкновенно талантливым фотографом, и всему, чего она впоследствии добилась в фотографии, она была обязана именно ему.

Однако на тот момент ее больше интересовал кинематограф. В тридцатых годах Лени пробует себя в режиссуре и не без успеха – ее первая картина, «Голубой свет» имела большой успех в Европе и США. Для нее становится привычным быть во всем первой – эта картина стала первым фильмом, где режиссером и главным героем была женщина, и первым фильмом, полностью снятым вне павильона.

В 1939 году произошло событие, которое в корне изменит всю ее последующую жизнь на долгие годы – Лени Рифеншталь, став убежденным национал-социалистом, вступила в партию, руководимую Адольфом Гитлером. Вдохновленная «Mein Kampf» и выступлениями ее автора, Лени написала ему письмо, после которого состоялась встреча будущего знаменитого фотографа и человека, который спустя семь лет развяжет Вторую мировую войну.

Лени было тогда 30 лет. Ей предстояло прожить очень долгую жизнь, и до самой своей смерти она будет сожалеть об этой встрече и своем выборе. До этой встречи они были знакомы заочно – Гитлер знал Лени по ее фильмам и восхищался образом, который она воплощала на экране, образ сверхчеловека, которому покорны неприступные горные вершины. Этот образ, по его мнению, должен был стать примером для всей Германии.

После их встречи Гитлером было вынесено решение о назначении Лени Рифеншталь главным режиссером партии. «Победа веры» — первый снятый ей пропагандистский фильм, фактически хроника пятого съезда партии не вызвал особого отклика, однако Гитлер настоял на том, чтобы следующий съезд снимала именно Лени Рифеншталь. Во втором фильме – «Триумфе воли» Лени выложилась до конца: она экспериментировала с хронологией событий, ракурсами, находила новые и весьма смелые решения, используя самые новаторские технологии съемки и пользуясь практически неограниченной свободой действий.

Полгода Лени спала урывками, работая по восемнадцать часов в сутки, однако успех, который имела картина, оправдал все ее усилия. Это был не фильм, а настоящая бомба – сразу после его выхода популярность национал-социалистической партии в Германии возросла многократно. Благодаря «Триумфу воли» у нацистов появились миллионы сторонников, как в Германии, так и по всему миру. Одним этим фильмом Лени Рифеншталь сделала для победы национал-социализма в Германии больше, чем весь партийный аппарат пропаганды.

Именно «Триумф воли» в будущем станет ее пожизненным позорным клеймом. Пока мир был в неведении относительно того, что представляет собой новый германский порядок, фильм за пределами Германии награждался многочисленными наградами, медалями и премиями. Однако все изменилось после «Хрустальной ночи», когда в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии прокатилась волна еврейских погромов. После этого события отношение к нацистам во всем мире резко изменилось и вместо почетного приема, который Рифеншталь ожидала от Америки, там ее ждала враждебность и транспаранты «Лени, убирайся домой!».

Еще не осознавшая полностью происходящее, Лени, окончив курсы военных корреспондентов, в 1939 году попадает на линию фронта. Эта человеческая мясорубка привела ее тогда в ужас, и она в срочном порядке уезжает в Испанию снимать лирический фильм о любви, где красивая танцовщица, обманутая коварным злодеем, оказывается спасенной пастухом – героем. Вокруг нее мир полыхал в огне войны, миллионы людей гибли на полях сражений и в концентрационных лагерях. Ее родственники, в том числе родной брат оказались в числе жертв, а Рифеншталь, одна из самых талантливых режиссеров Германии, в это время снимала романтический фильм-сказку о любви.

В 1945 году Лени Рифеншталь была арестована. Ей предъявили обвинение в пособничестве нацистам и пропаганде. Она провела три года в лагере, а затем два года в доме для умалишенных. За это время состоялось не менее тридцати судебных заседаний, где она была обвиняемой, однако, в конечном счете, суд снял с нее обвинения. Лени была свободна, но ее связь с нацистами стала тем несмываемым клеймом, который ей предстояло проносить всю свою жизнь.

После войны творческая энергия Лени Рифеншталь нашла себе выход в занятии фотографией. В 1955 году, Лени, вдохновленная очередной идеей, отправляется в Африку, рассчитывая вернуться оттуда с уникальным материалом. Возраст для нее не был помехой — в 53 года она была полна жизненной энергии и выглядела на 35 лет. Она влюбилась в Африку, окончательно и бесповоротно, однако именно тут ей в очередной раз пришлось пережить тяжелое испытание – она едва не погибла в автокатастрофе, выбив головой лобовое стекло автомобиля и вылетев через него на дорогу. Тогда врачи не давали никаких шансов, что она выкарабкается, но она выжила, при этом подобная катастрофа была далеко не последней в ее жизни.

Случившееся не могло отвратить ее от Африки. В 1962 году в Судане состоялась ее знакомство с племенем Нуба – отрезанной от цивилизации, нетронутой ее влиянием этнической группой. Эти люди производили впечатление абсолютно счастливых, не ведая ни обмана, ни убийств, ни воровства. Их искренний смех, душевная щедрость и доброта в сочетании с отточенной, изысканной красотой тела, которую они не думали прикрывать одежой произвели на Лени неизгладимое впечатление. Невольно напрашивается сравнение с Адамом и Евой, не ведавших зла и абсолютно счастливых в своем Райском Саду.

Однако Лени Рифеншталь успех никогда не давался просто так. Сначала она столкнулась с враждебностью и противодействием со стороны властей Судана, где законом запрещалось фотографировать обнаженных людей и в результате часть материала, который она отправляла в Европу, была уничтожена. После возвращения в Германию ей пришлось обойти редакции многих журналов, но ее фотографии не хотели принимать ни одном из них – никто не хотел иметь дело с человеком, носившим клеймо пособника нацистов.

Спустя некоторое время ей все же удалось опубликовать часть материала в журнале «Kristall». Фотографии имели большой успех, о Лени снова заговорили. Кевин Боунлоу, известный актер того времени, спустя несколько лет написал в предисловии к ее первому африканскому альбому, что если бы эти фотографии, привезенные Лени Рифеншталь, были единственным, что она сделала за свою творческую карьеру, этого было бы достаточно, чтобы обеспечить ей место в истории.

Вернувшись в Судан в 1967 году, Лени не нашла тех невинных, полных чувства собственного достоинства, красивых душой и телом людей. Они изменились. Власти запретили им ходить обнаженными, вследствие неурожая им пришлось искать работу, контактировать с чуждыми им по духу людьми, они познали обман, власть денег и венерические болезни. Увидев свои фотографии, которые показала им Лени, они смутились – им уже успели внушить, что ходить обнаженными стыдно.

Однако Лени Рифеншталь была не из тех людей, которые опускают руки. Она решила отыскать другое племя, не тронутое влиянием современной цивилизации и нашла его. Еще более оторванное от всего мира и самобытное племя Кау, найденное Лени, представляло собой интерес не только для фотографа, но и для антропологов – их обычаи, уклад и язык сильно отличались от африканских племен, которые были известны в то время. Они были настоящими художниками – их искусство раскрашивания тел и лиц было несопоставимо ни с чем, что Лени видела ранее.

Лени Рифеншталь становилась все более известной. Ее фотографии печатали самые популярные издания мира, ее альбомы «Нубийцы из племени Кау», «Нубийцы — люди с другой планеты» снискали для нее мировую славу. В 1975 году Лени Рифеншталь наградили золотой медалью за выдающиеся достижения в фотографии. Правительство Судана, которое ранее грозилось выдворить ее из страны и требовало уничтожить весь отснятый материал, удостоило ее высшей государственной награды и даровало ей почетное гражданство.

Однако почивать на лаврах было ей не по душе. В 1974 году Лени прошла курс обучения подводному плаванию, подделав документы и обойдя тем самым ограничение по возрасту. После успешного завершения курса и сдачи экзамена, Лени открыла инструкторам свой настоящий возраст – 71 год. Подводная съемка стала для нее увлечением на всю жизнь – она совершала погружения вплоть до своего столетия, выпустив за это время документальный фильм и серию фотоальбомов.

В 2000 году в возрасте 98 лет, Лени вернулась в Судан после окончания там многолетней войны, чтобы встретиться со своими африканскими друзьями и начать благотворительную акцию по сбору денег для помощи пострадавшим. Эта поездка стала последней точкой в цепи катастроф и аварий, которые Лени довелось пережить за свою долгую жизнь – ее вертолет разбился, и Лени пришлось впоследствии пережить пять операций и долгую реабилитацию.

8 сентября 2003 года, в Баварии, в своем доме на берегу Штарнбергского озера, Хелен Амалия Рифеншталь скончалась. Так была поставлена точка в истории человека, который, однажды сделав роковую ошибку, всю свою жизнь боролся за то, чтобы переписать заново свою историю. Этот бой Лени проиграла. Зато она выиграла много других. Ее жизнь лучше всего характеризуется названием того самого фильма, который мир не мог ей простить до самой смерти – Триумф Воли.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.