Творчество Ричарда Аведона: жизнь как она есть


Ричард Аведон появился на свет 15 мая 1923 года в Нью-Йорке в семье русских эмигрантов. С самого юного возраста Ричард тянулся к поэзии, зачитывался стихами Иосифа Бродского, Уистона Хью Одена, Эзры Паунда и многих других. В школе он участвовал в выпуске литературного журнала, а в 1941 году достиг своего первого успеха – получил награду за лучшую работу в поэтическом конкурсе, который проводился среди средних школ Нью-Йорка.

Поступив в Колумбийский университет, он начинает изучать там поэзию и философию, но спустя некоторое время увлекается фотографией. Хотя он по-прежнему пишет стихи, фотография кажется ему более деятельным способом самовыражения.

Демобилизовавшись после военной службы, которую он проходил с 1942 по 1944 год, Аведон собирает свои самые лучшие работы и решает попытать счастья на ниве модной фотографии. Дорогу в «большую фотографию» для него открыл Алексей Бродович, известный дизайнер и художник, русский эмигрант. В то время он исполнял обязанности арт-директора журнала моды Harper`s Bazar, который в то время уже был популярным. Фэшн-фотография переживала тогда бурный расцвет, этап активного формирования новых направлений и стилей.

Ричард Аведон начал свою карьеру фотографа вместе с молодым Ирвином Пенном, Беном Девидсоном и другими и достиг определенных успехов. Сообща, Ричард Аведон и Ирвин Пенн создали новое направление в модной фотографии – тот выразительный, эмоциональный минимализм в съемке в студии, отражение которого присутствует в модном «глянце» и по сей день.

Ричард Аведон тогда создал образ, который впоследствии в мире моды стал хрестоматийным – фотографию Довимы, одной из самых любимых моделей Жака Фата и Кристиана Диора. На этом снимке она одета в первое платье, которое создал молодой Ив Сен Лоран, а фоном для нее служат африканские слоны.

Эпохальное произведение, подводящее итог всем достижениям Ричарда Аведона в модной фотографии – «Observations», сборник фотографий, дизайн которого был создан Алексеем Бродовичем. Сборник включал в себя комментарии известного писателя Трумена Капоте, по мотивам биографии которого Голливуд впоследствии снял кинокартину.

С 1956 года Ричард Аведон сменил направление своей деятельности в фотографии с мира моды на мир киноискусства. Его заслуги в фотографии не остались незамеченными. Журнал «Популярная фотография» в 1958 году включил его в список десяти лучших фотографов мира, наряду с такими мэтрами фотографии как Альфред Стиглиц и Эдвард Стейхен – немалое достижение для Аведона, учитывая, что ему тогда было всего 35 лет.

Все знаковые события в истории страны, общественное движение против войны во Вьетнаме и движение хиппи, новые веяния в музыке, повальное увлечение «Beatles» — все это находило свое отражение в творчестве Ричарда Аведона.

В 1966 году он переходит из Harper`s Bazaar в Vogue, где ему предстоит проработать вплоть до 1990 года. В 1960-70 годах Аведон работал практически со всеми знаковыми фигурами в музыке и искусстве. Музыканты Эллис Купер, Боб Дилан, Дженис Джоплин, модель Твигги, Энди Уорхол, балерина Майя Плесецкая и многие другие заняли свое место в летописи того времени, которая была сделана Авендоном при помощи фотографий. Этот альбом знаменитого фотографа, выпущенный издательством «Рэндом Хаус», был назван «Аведон: Шестидесятые».

Отдельная часть этого альбома посвящена проблеме войны во Вьетнаме. Этот вопрос в альбоме нашел отражение в портретах тех, кто был представителем диаметрально разных взглядов на эту войну. Период творчества Аведона на протяжении тридцати лет — с 1947 по 1977 год представлен его альбомами, теперь ставшими настоящим раритетом: изданный в 1976 году альбом «Портреты», «Ричард Аведон: 1947-1977», альбом «Семья», содержащий фотографии знаковых фигур в политике и бизнесе.

Самым значительным событием в более позднем периоде творчества Аведона можно назвать проект «Лица». Тогда в течение пяти лет, с 1979 по 1984 год, побывал в 189 городах Америки, чтобы сделать портреты простых американцев. Этим портретам по замыслу автора предстояло стать частью истории Америки, отражением поколения. Однако взгляды общественности на этот альбом оказались неоднозначными. Многие американцы, чьи фотографии попали в альбом, были недовольны общим контекстом альбома – им не хотелось признавать себя такими, какими их увидел Аведон.

Он говорил, что не разделял снимки на приятные и неприятные, а фотографировал жизнь такой, какая она есть: с ее отчаянием, увяданием, старостью и смертью. В результате этого ни один из нью-йоркских музеев не принял эту экспозицию. Впервые она была представлена уже спустя некоторое время, в музее Картера, в Техасе.

Ричард Аведон работал до последних своих дней: он скончался в возрасте 81 года в клинике штата Техас. Туда он приехал по заданию журнала «Нью-Йоркер» в свою последнюю командировку: он работал над альбомом «За демократию».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.