Якоб Риис и его рассказ о темной стороне Нью-Йорка


Якоб Риис – знаменитый американский фотограф датского происхождения. Один из первых нью-йоркских фотожурналистов, начавших бороться с социальным неравенством в американском обществе, публикуя фотографии трущоб и ту вопиющую нищету, в которой жили их обитатели. Использовал разные виды фотоаппаратов, стал одним из первых фотографов в США, начавшим использовать в своей работе магниевую фотовспышку. В 1890 году, Теодор Рузвельт, будущий 26-й президент США, пораженный его самоотверженностью, сказал о нем: «Это лучший американец из всех, которых я знаю».

Якоб Август Риис появился на свет в Дании, в городке Рибе, 3 мая 1849 года, в большой семье школьного учителя. У Якоба было четырнадцать братьев и сестер – этот факт сыграл немаловажную роль в его последующей жизни. С самого юного возраста его окружала атмосфера взаимопомощи, поддержки и заботы друг о друге, которая была в его многочисленной семье.

Когда ему исполнилось 16 лет, Якоб переехал в Копенгаген чтобы приобрести профессию и начать самостоятельно зарабатывать на жизнь. Через четыре года он переезжает в США, в Нью-Йорк. В то время город был похож на большой котел – он был переполнен иммигрантами со всего мира, которые пребывали постоянно – за период с 1850 по 1870 в город прибыло такое количество переселенцев, что их количество почти сравнялось с количеством коренных жителей. Уклад жизни Нью-Йорка менялся, он стал слишком тесен, что не могло не породить нищету и неустроенность.

Поначалу Якоб Риис перебивался случайными, разовыми заработками – только через три года ему удалось получить работу – он устроился корреспондентом газеты New York Evening Sun. После этого он несколько раз менял работодателя, пока не занял должность фотожурналиста в New York Tribune. Освещая жизнь города, Риис постоянно сталкивался с той средой, в которую он попал сразу по приезду в Нью-Йорк – с жизнью трущоб, грязных, тесных и погруженных в вечный полумрак.

В этих трущобах, которые полиция предпочитала обходить стороной, жили сотни тысяч переселенцев. Эта мешанина иммигрантов, шулеров, воров, проституток, бродяг и бандитов, скрывающихся от правосудия, представляла собой другой темную сторону Нью-Йорка. На фоне фешенебельных районов, где жила городская элита, трущобы выделялись, как бельмо на глазу.

С самого начала своей работы в качестве фотожурналиста, Риис посвятил себя борьбе с социальной несправедливостью, с политикой игнорирования проблем и нужд переселенцев. Его упорная, самоотверженная работа, постоянные публикации в прессе, подкрепленные фото свидетельствами уровня жизни беднейших обитателей трущоб дали свои результаты – власти обратили внимание на эту проблему, что послужило толчком для многих социальных изменений.

Какими бы ни были убедительными и острыми его публикации, гораздо большее влияние на мнение общественности и властей оказывали его фотографии, которые говорили красноречивее любых слов. Публикация в 1889 году в журнале Scribner’s Magazine ряда работ Якоба Рииса, привлекла особое внимание администрации к проблеме трущоб. Позже это фото эссе было дополнено и опубликовано в сборнике работ, который был назван «Как живет другая половина» (How the Other Half Lives).

Эта работа послужила причиной того, что Теодор Рузвельт, будущий президент, тогда находившийся на посту специального уполномоченного полиции Нью-Йорка, издал распоряжение о закрытии полицейских спецприемников для бездомных, в которых те подвергались жестокому обращению со стороны служителей закона. С того времени, с легкой руки Теодора Рузвельта, Рииса прозвали «muckraker» — «ревностный разоблачитель».

Работу Якоба Рииса нельзя было назвать простой. Делая репортажи о жизни «дна» он проникал в самые злачные места, откуда мог однажды не вернуться. Здесь он сделал снимки, впоследствии ставшие символичными — «Убежище в Малберри бенд», «Жилища на Пелл-стрит», а также знаменитое фото «Банда Гроулера из Ист-сайд». В глубине нью-йоркских трущоб даже в ясный день всегда царил полумрак – по этой причине Риис часто применял вспышку, в в качестве которой он использовал придуманное им устройство в виде пистолета. В специальные «патроны» к этому пистолету закладывалась смесь хлората калия и магнезии.

Далеко не все «модели» Рииса желали попасть в газету, поэтому он старался использовать эффект неожиданности – яркая вспышка и громкий хлопок заставляли обитателей трущоб оцепенеть. Быстро сделав снимок, Риис подхватывал камеру и убегал, окруженный завесой дыма.

В 1874 году Якоб Риис женился на девушке, которую знал еще с детства – Элизабет Горц. На протяжении всей творческой карьеры Рииса она поддерживала его начинания, была его верным другом, советчиком и помощником. С 1874 по 1905 год Риис опубликовал около 20 работ, которые были посвящены остросоциальным проблемам. После смерти жены в 1905 году Риис переехал в Массачусетс, на купленную им ферму, где прожил до конца своих дней.

26 мая 2014 года, Якоб Риис, «ревностный разоблачитель», фотограф, оставивший о себе светлую память как о неутомимом борце с несправедливостью, скончался в своем имении в возрасте 65 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.