Юджин Смит – жизнь без компромиссов


Я так и не смог постигнуть пределов тех возможностей, которые имеет фотография. Покорив одну вершину, я не мог остановиться — меня тут же начинала манить другая. И вот я снова в начале нового пути.
Уильям Юджин Смит

Уильям Юджин Смит родился 30 декабря 1918 года в городе Уичито, в штате Канзас, США. В юности он мечтал о карьере летчика: серьезное увлечение фотографией началось позже, после того, как он однажды провел весь день в местном аэропорту, фотографируя самолеты.

Фотография рано стала для юного Уильяма главным увлечением в жизни – еще до поступления в институт он успел поработать в местных печатных изданиях «Бэкон» и «Игл», снимая хроники жизни горожан времен Великой Депрессии, фоторепортажи на тему авиации и событий спорта. Фотографии «депрессивного» периода Смита не дошли до зрителя – большая их часть была уничтожена автором. Смит был уверен, что несмотря на испытываемые им самим эмоции, у него не получилось донести до зрителя суть происходящего.

Поступление Смита в 1936 году в Нотр-Дамский университет можно считать началом его карьеры известного фотографа. Его снимки произвели на преподавателей университета неизгладимое впечатление – специально для него была учреждена образовательная программа по фотоискусству.

Еще в совсем юном возрасте у будущего знаменитого фотографа уже проявлялось особенность, которая потом станет самой его сутью. Смит не признавал компромиссов в творчестве, всегда ставя на первое место свою независимость. Посчитав, что учрежденный для него курс банален и не может дать ему того, чего он не знает, он бросает университет и уезжает в Нью-Йорк. Там он по той же причине не задерживается надолго ни на одной из своих многочисленных мест работы: «Newsweek», «Life», «People», «Ziff-Davis Publishing» — в каждом из этих журналов его увольняли, столкнувшись с упрямым игнорированием запретов и требований к тому, каким должен быть отснятый материал.

После начала войны, снова вернувшись в «Life», Смит стал полевым фотокорреспондентом. Наравне с солдатами регулярной армии он принимал участие в боях, развернувшихся на островах Тихого океана. Смиту удивительно везло: он побывал в десятках боев, в которых обе стороны несли огромные потери, снимая под шквальным огнем противника на Гуаме, Сайпане, Иводзиме, и не разу не был ранен.

Однако это везение не могло продолжаться бесконечно. 23 мая 1945 года, в ходе американского вторжения на побережье Окинавы, он получил серьезное ранение осколками от разорвавшегося рядом снаряда. Врачи в течение нескольких часов боролись за его жизнь – один из осколков попал в лицо, другой едва не лишил его руки.

С прежней жизнью, как казалось, было покончено. Смиту предстояли тридцать две операции и мучительный период реабилитации, полный боли и затянувшийся на несколько лет. Страшнее всего тогда для Смита была мысль, что если он выживет, то навсегда останется инвалидом и не сможет больше сделать ни одного кадра. Однако через два года Смит опять берет в руки фотокамеру и первым его снимком, сделанным после этого столь тяжелого для него периода, стала «Прогулка по райскому саду» — фотография, благодаря которой о нем узнает весь мир. Этот снимок впоследствии войдет в десятку самых известных фотографий всех времен и народов.

Сюжет «Прогулки» гениально прост – двое детей переходят на свет из темноты, однако она обладает необычным, почти гипнотическим влиянием на зрителя. В ней есть что-то мистическое, потустороннее, что-то выбивающее из привычной колеи мышления, погружающее в необычное созерцательное состояние.

Так Смит с триумфом возвращается к делу своей жизни. Период с 1947 по 1954 год был для него на удивление плодотворным: за это время он создает целый ряд фоторепортажей: «Суд присяжных», «Тяжелые времена на Бродвее», «Чаплин на работе», «Испанская деревня» и много других серий работ, которые впоследствии стали достоянием всемирного фонда фотоискусства.

Юджин Смит мог бы стать великолепным художником – он обладал тонким, неординарным вкусом, его фотографии с художественной точки зрения были уникальны. Однако, продержавшись в «Life» до 1954 года, он опять уходит, разойдясь с редакцией во мнениях о том, как должен выглядеть фоторепортаж о Альберте Швейцере – знаменитом музыканте, философе и враче. «В репортаже подавать материал поверхностно — для меня означает солгать» — заявляет Смит, объясняя свое решение.

Смит никогда не разделял свою жизнь и проекты, над которыми он работал. Для того, чтобы их финансировать, зачастую ему приходилось в буквальном смысле голодать. Несмотря на то, что с 1955 года он стал членом «Magnum Photos» — самого известного в мире союза фоторепортеров, несмотря на два денежных гранта, которые ему были выданы Музеем Гуггенхайма, денег на завершение текущих проектов ему не хватало. Пытаясь закончить проект о жизни города Питтсбург, он довел семью до полунищенского существования, но завершить задуманное так и не смог.

Зачастую его проекты были не только остросоциальными, но и попросту опасными для него самого. В 1971 году он, приехал в Японию снимать репортаж о разливе ртути и массовом отравлении жителей поселка в местечке Минамата. Смит планировал сделать репортаж за три месяца, однако получилось так, что вернулся в Штаты он лишь спустя три года – он был жестоко избит неустановленными лицами, которые, по показаниям свидетелей, были наняты руководством завода «Chisso», ответственного за слив ртути. Смит выжил, но почти потерял зрение.

Вернувшись в США, Смит продолжил работу: преподавал, писал книги, подготавливал выставки, несмотря на изрядно пошатнувшееся здоровье и осложнения после полученных травм.

15 октября 1978 года, не дожив несколько месяцев до своего 60-летия, знаменитый фотограф скончался. Вся его жизнь была ярким горением, во всем, что касалось творчества, он не признавал компромиссов и всегда шел до конца, отстаивая свою позицию, чего бы это ему не стоило. Накануне своей смерти он сказал, что среди его работ нет ни одной, за которую бы он не заплатил своим душевным покоем.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.