Юсуф Карш: удачный фотопортрет – это раскрытая тайна

«Если вы взгляните на снимок и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое – значит, этот портрет действительно удался» Юсуф Карш

Юсуф Карш родился в большой армянской семье 23 декабря 1908 года на юго-востоке Турции, в местечке, называемом Мардин. Для армян, проживавших на территории Турции, это время было временем скорби и потерь: правительством Турции проводилось целенаправленное уничтожение армян, как нации. С молчаливого одобрения соседних мусульманских государств, турки проводили геноцид армянского народа, методично выполняя свой кровавый план.

Тогда немалая часть родственников Юсуфа погибла, в том числе оба его дяди и сестра. Тогда людей казнили без проволочек, не утруждая себя даже предъявлением обвинения. Впрочем, и убийцам, и их жертвам был очевиден мотив совершаемых преступлений – объяснений и не требовалось. В то время Юсуф несколько раз был на волоске от смерти.

В 1922 году тем из семейства Карш, что остались в живых – будущему знаменитому фотографу, родителям Юсуфа и двум его младшим братьям разрешили покинуть территорию Турции. При этом им необходимо было выбираться из страны, которая стала могилой для миллионов армян пешком, без провизии и багажа – такими были условия, на которых им сохранили жизнь. Больше месяца семья добиралась до Сирии, питаясь чем придется и прячась от турецкой солдатни.

В один из дней этого путешествия четырнадцатилетний Юсуф на привале попытался зарисовать место массовой казни армян, где грудами лежали черепа и кости его убитых соотечественников. Его поймали, и его отцу едва удалось спасти сына от жестокой расправы: для этого ему пришлось отдать все деньги, которые им удалось спрятать во время многочисленных обысков.

После того, как они добрались до Сирии, семья Карш, благодаря упорному труду скопила некоторые средства, достаточные, чтобы отправить Юсуфа в Канаду, где жил его дядя, Джордж Нагаш. Добраться до Канады было непросто, а по прибытию у Юсуфа также с избытком хватало трудностей– он не знал местных порядков, его французский был очень плох, а по-английски он знал лишь несколько слов. Однако все познается в сравнении. После Турции Канада показалась Юсуфу настоящим раем. Счастьем для него было уже сам факт того, что встречающиеся ему люди не плюют ему вслед, не пытаются кинуть в него камнем или воткнуть в него нож.

Юсуф много помогал своему дяде в фотостудии. Несмотря на то, что он еще до приезда в Канаду мечтал о карьере доктора, постепенно фотография стала его главным увлечением. Дядя Джордж подарил ему камеру, и с тех пор Юсуфа редко можно было видеть без нее. Тогда он только начинал учиться, однако, даже в его первых работах дядя усмотрел большой потенциал. Однажды один из новых друзей Юсуфа отправил его снимок на конкурс, и та фотография получила главный приз – пятьдесят долларов, целое состояние для подростка, первые деньги, заработанные Юсуфом Каршем в приютившей его стране.

После этого его дядя послал Юсуфа на обучение в Бостон, к своему другу, известному фотографу, мастеру в жанре портретной фотографии, Джону Гаро. Сейчас это имя забыто, о Гаро вспоминают только в связи с именем его ученика, ставшего известным на весь мир, однако в то время Джон Гаро был одним из лучших фотографов портретистов в стране. Обучение у Гаро стало для Карша первым и мощным толчком в его карьере знаменитого фотографа. Гаро очень многому его научил: не только технике съемки, но и тому, что несравненно важнее – умению видеть, чувствовать и понимать того человека, который тебе позирует.

После возвращения в Канаду, Карш открыл в Оттаве маленькую фотостудию. Поначалу студия приносила лишь долги, однако постепенно дела пошли на лад, Карш обзавелся постоянной клиентурой, а его работы начали периодически появляется в «Saturday Night» — местном еженедельнике, наиболее читаемом и популярном.

Когда Карша пригласили для фотосъемки репетиций театральной группы в Малом театре столицы, он впервые получил в свое распоряжение осветительное оборудование. Карш тогда был просто потрясен теми возможностями, который давал искусственный свет – его знаменитый учитель работал по старинке, и в его студии нужно было часами ждать того света, который нужен был для снимка.

Среди артистов театра были влиятельные люди, и Карш в то время завел полезные знакомства. Его популярность росла вместе с его мастерством. В 1936 году в Оттаву приезжал президент США Франклин Рузвельт. В качестве фотографа почетного гостя был приглашен Юсуф Карш: он блестяще справился со своим заданием, однако еще большим достижением для него стало знакомство с Маккензи Кингом, премьер министром Канады. После этого карьера Карша стремительно пошла в гору — он получил полномочия фотографировать весь высший свет Оттавы: политических деятелей, приглашенных гостей, деятелей искусства и влиятельных бизнесменов.

Один из дней в конце декабря 1941 года стал для Карша днем его настоящего триумфа. В этот день, по шутливому выражению Элеонор Рузвельт «Черчилль впервые в его жизни понес поражение». Наделенному огромной властью Черчиллю, который уже при жизни стал легендой, нанес поражение ни кто иной, как Юсуф Карш – малоизвестный фотограф и эмигрант.

За несколько дней до приезда Черчилля, Карш, который не собирался упускать такой шанс, установил и настроил все необходимое оборудование и приготовил в комнате для выступления все, что ему могло потребоваться для фотосъемки. Когда после окончания встречи в палате общин Черчилль, в сопровождении премьер-министра вошел в зал для выступлений, Карш уже ждал его, готовый сделать снимок.

Черчилль, не терпящий сюрпризов, заметив оборудование для съемки и сразу посуровев, грозно спросил, что происходит. Все присутствующие, включая премьер министра, банально испугавшись, не нашли, что ему ответить. Карш спокойным тоном спросил Черчилля, не позволит ли он сфотографировать его в такой важный, исторический момент?

Черчилль продолжал негодовать, спрашивая, почему его не предупредили о съемке заранее. На какой-то момент Карш был уверен, что его сейчас просто вышвырнут из зала вместе с его оборудованием. Однако Черчилль решил не доводить ситуацию до предела и коротко бросил фотографу, сунув в рот сигару: «У вас две минуты. Только один снимок».

Карш быстро просмотрел грузную фигуру Черчилля сверху донизу оценивающим взглядом. Его все устроило, за исключением одного – дымящей сигары. Немного подождав, он протянул Черчиллю пепельницу, однако тот ее проигнорировал. Тогда Карш, подойдя к нему, со словами «Простите, сэр» отобрал у него сигару. Черчилль остолбенел от такой наглости.

«Когда я подошел к фотокамере, у него был такой злобный, агрессивный вид, словно он собирается меня сожрать живьем. Именно в ту секунду я и сделал снимок» — делился впоследствии своими воспоминаниями Карш..

Эта фотография Черчилля за считанные месяцы сделала фотографа, которого за пределами Канады никто не знал, знаменитым на весь мир. Ее напечатали в «Life», она была на множестве плакатов, с нее делали марки. Эдвард Мюрроу, известный в США журналист говорил, что это лицо «вело за собой, поднимало нас в бой, звало идти до конца». Этот снимок вошел в список самых известных фотопортретов за всю историю существования фотографии. Сегодня без этого снимка не обходится практически ни одна выпускаемая книга по истории Второй мировой войны или истории Великобритании.

С этого момента Карш уже не нужно было искать заказчиков – заказчики искали его сами. Юсуф Карш фотографировал римских пап, ученых, королей, космонавтов, актеров, президентов, писателей и музыкантов. Именно Каршу принадлежит абсолютный рекорд, который уже невозможно побить – из ста людей, которые по версии журнала «International Who’s Who» являются самыми знаменитыми людьми 20 века, Карш сделал фотопортреты 51 человека.

Среди самых известных работ Карша фотопортреты таких знаменитостей, как Пабло Пикассо, Сомерсета Моэма, Альберта Энштейна, Альберта Швейцера, Одри Хепберн, Бернарда Шоу, Томаса Манна, Эрнеста Хэмменгуэйя и Джона Кеннеди. Сам Карш считал фото Элеонор Рузвельт и Бернарда Шоу лучшим из того, что им было создано.

Секрет успеха и популярности Карша был в той огромной подготовительной работе, которую он проделывал еще до съемки. Прежде всего, он стремился к обеспечению обратной связи, детально интересуясь, что собой представляет его модель и какие у него представления об идеальном результате съемки. Он говорил, что в каждом человеке присутствует какая-то тайна и ему необходимо ее открыть. «Это происходит на очень короткое время – какой-то особенный жест, мимика, поворот головы, и человек открыт, на нем нет той маски, которая была все время. Именно в эти решающие секунды фотограф должен увидеть человека и сфотографировать его. Либо ему удается это сделать, либо он безнадежно проиграл.

Карш никогда не уставал от своей работы. По его словам, он каждый вечер с нетерпением ждал наступления нового рабочего дня. «У меня самая особенная и увлекательная работа на всем свете» — говорил он.

Юсуф Карш был и сейчас является одним из самых известных фотографов всех времен и народов. Его книги издаются большими тиражами, выставки его работ можно увидеть во многих городах во всем мире, в музеях выставляются его лучшие фотографии. По мнению создателей «Книги рекордов Гинесса» Юсуф Карш, достигший небывалых высот мастерства в создании фотопортретов, входит в пятерку лучших фотографов мира.

В 1992 году, после шестидесяти лет непрерывной работы, Карш закрыл свою фотостудию, заявив, что «теперь я могу себе позволить просто снимать тех, кто мне нравится». Этим он и занимался остаток своей жизни – десять лет, в течение которых он, верный своему слову, фотографировал исключительно для себя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.