Цветная фотография из глубины веков

19 августа 1839 г. Луи Дагерр, предъявивший во французской академии изящных искусств прототип современной фотографии — дагерротип, дал старт мистическому процессу фиксации мгновения в образах, и увлек за собой, без ложной скромности, все человечество. В этот день Франция сделала подарок миру, который переоценить невозможно, — она подарила фотографию. Изображение в черно-белых оттенках спровоцировало последователей на поиски методики получения цветного отпечатка.
Томас Янг, разработавший в 1807 году теорию цвета, сам того не зная обеспечил изобретателей цветной фотографии плацдармом для начинаний на новом поприще. Теория цвета доказывает, что для получения любого оттенка достаточно смешать, в определенной пропорции, основные цвета спектра — «семь цветов радуги», но для получения простейшего воспроизведения оттенков, достаточно трех базовых цветов: зеленого, синего и красного.


Любой живописец и даже начинающий художник знали о теории Янга, но писать картины — это одно дело, а научные труды — другое. Последнее, никому из них и в голову не приходило. Всвязи с этим изобретатели цветной фотографии, буквально на ощупь начали поиски метода сохранения цветного изображения.
Одним из первых, кто занялся экспериментами в сфере цветного фотографического процесса были Джеймс Максвелл в 1861 году и Дюко дю Орон в 1863 г., опираясь на теорию цвета Янга, для получения изображения они пошли по пути наложения на белый фон изображения, отснятого с зеленым, синим и красным светофильтрами. Применяя «волшебный фонарь» Максвелл и дю Орон получили многослойное, но все-таки цветное, изображение.
От теории трех базовых цветов для разработки метода получения цветного изображения оттолкнулся и Герман Вильгельм Фогель в 1871 году, благодаря которому открыт эффект спектральной сенсибилизации фотографических материалов. Химику из Германии удалось обнаружить вещества, повышающие светочувствительность соединений серебра к лучу света разной длины волны. Продолжая работы в выбранном направлении, Фогелю, со своим учеником Адольфом Мите, удалось добиться весьма высоких результатов цветного фотографического прогресса. Совместными усилиями они разработали фотопластинки чувствительные к различным спектрам цветов и сконструировали фотоаппарат для трехцветной съемки, а также трехлучевой проектор для демонстрации своих цветных отпечатков. Возможности своего проектора они продемонстрировали в Берлине в 1902 году.
Последователем Германа Вильгельма Фогеля стал наш соотечественник Сергей Прокудин-Горский, который внес в развитие цветной фотографии в мире, неоценимый вклад, но долгое время имя его было вычеркнуто из истории русской фотографии из-за эмиграции за рубеж.
С.М. Прокудин-Горский, родился 31.08.1863 года в городе Муроме, Владимирской губернии. После окончания учебы в Александровском лицее он поступил в Санкт-Петербургский Технологический институт, в котором изучал лекции по химии Менделеева. Далее, Прокудин-Горский продолжил профильное образование в Берлине и Париже, где и познакомился с Момене и Мите, с которыми сотрудничал в сфере развития мирового цветного фотографического процесса.

Благодаря проявленному энтузиазму на этом поприще и добившись авторитетного признания в мировом сообществе фотографов, Прокудина-Горского в 1898 году принимают в члены фотографического отдела при Императорском русском техническом обществе, на котором он сделал доклад «О фотографировании падающих звезд», где поручают ему организовать курсы по практической фотографии при Императорском обществе в России.
Через четыре года, 30 ноября 1902 года, по старому стилю, Прокудин-Горский объявил миру об изобретении цветных диапозитивов, основанных на методике трехцветной фотографии Мите, и в 1905 году получил патент на изобретение уникального сенсибилизатора, оставив далеко позади все иностранные разработки в этом направлении. Разработанный химический состав сенсибилизатора Прокудина-Горского наделял бромсеребрянные пластины одинаковой светочувствительностью к диапазону спектра цветов.
В период с 1909 по 1916 годы, русский подвижник, путешествуя по необъятным просторам нашей Отчизны проводит съемки православных храмов и монастырей, городских пейзажей, заводов и фабрик, фотографирует быт народов, живущих на территории России. Во время фотографической экспедиции в бассейне рек Кама и Тобол он работает над коллекцией фотографий, посвященных этому путешествию.
Коллекция негативов русского эксперта в области цветной фотографии находится в Библиотеке американского Конгресса по сей день, которая в свое время заинтересовала императора Николая II, проявлявшего завидный интерес к фотоискусству и оказывающего всестороннюю поддержку энтузиастам фотографического процесса в России.
После Октябрьской революции в России, в 1917 году, Прокудин-Горский принимает непосредственно участие в организации Высшего института фотографии и фототехники, учреждение которого происходит уже после его эмиграции в августе 1918 года за границу.
Прокудин-Горский вынужден был покинуть Россию из-за политических разногласий с большевиками и дальнейшая его жизнь проходит в эмиграции: во Франции, Норвегии и Англии. В 1922 году русский ученый переезжает в Ниццу, где сотрудничает с братьями Люмьер и занимается просветительской работой по всей Франции.

Последний день в своей жизни, выдающийся русский ученый Сергей Михайлович Прокудин-Горский, благодаря которому развитие мировой цветной фотографии достигло небывалых высот, встретил в Париже 27 сентября 1944 года, когда Великая Отечественная война с фашизмом велась советскими войсками уже на территории Европы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.