Краткая история эволюции русского фотографического процесса

Удивительный мир искусства прошлых столетий не перестает поражает современных исследователей. В Европе только получили первые. качественные для того времени, фотографии, и Российская Академия наук, не имеющая современных информационных технологий, каким-то образом узнав об успешных экспериментах первопроходцев фотографического дела И. Ньепса, Ф. Талбота и Л. Дагера отправляет И.Х. Гамеля установить с ними контакт и познакомиться поближе с их работами. Любознательность и страсть ко всему новому и увлекательному русских людей, не давала им оставаться в стороне от возникшего чуда -дагеротипии

Поэтому увлекательный мир фотографии, не испытывая препятствий на своем пути, сумел покорить русское общество в кратчайшие сроки. После знакомства Гамеля с первопроходцами-фотографами он, по возвращению в Россию доставляет описания, известных на тот момент истории, фотографических процессов, привезя с собой необходимое оборудование, химические реактивы, образцы фотоснимков, в числе которых имелось немало дагерротипов.

На заседании Академии Наук, которое состоялось 23 мая 1839 года академик Ю. Фрицше выступил с докладом «Отчет о гелиографических опытах», в котором подробно описал методику, разработанную Ф. Талботом из Великобритании. Вдобавок, Фрицше продемонстрировал перед учеными изображения листьев растений, выполненные собственноручно контактным способом, называя их — фотограммы.

Последователем Ю. Фрицше стал Ф.О. Теремин, сделавший в октябре того же (1839) года дагеротипный снимок Санкт-Петербургского Исаакиевского собора. Этим дагеротипным снимкам была уготована судьба открыть русскую историю эволюции фотографических процессов. Это были первые русские фотографии.

«Процесс пошел»
Возможность «остановить мгновенье» и сохранить его на память долгие лета, настолько захватила энтузиастов, что первые десятилетия эволюции фотопроцессов в Российской истории ознаменовались энергичным совершенствованием технических средств, освоением, выражаясь современным языком, инновационных творческих перспектив, связанных с познанием и освоением окружающего мира при помощи новых технических средств.

Сороковые годы девятнадцатого века стали свидетелями открытия первых русских фотостудий А.Ф. Грекова, А.И. Деньера, Л.С. Плахова и С.Л. Левицкого, а также французских Давиньона и Фоконье и германской К. Даутендея. Начиная с 1850 и по 1860 годы фотография сумела покорить многие города царской России. Кто только не искал удачи на новом поприще. Фотографами становились люди самых разных сословий, в числе которых были дворяне, мещане, купцы, рабочие и крестьяне.

Народ поголовно подавал прошение об открытии нового дела. Готовых бросить старое занятие и окунуться в увлекательный, удивительный мир, самому пройти и испытать таинство рождения фотоснимков, набралось удивительно много. Доктора, дантисты, аптекари, чиновный люд и, конечно же, студенты — все изъявляли желание быть причисленными к кругу фотографов. Но наибольший процент собственников фотографических заведений принадлежал художникам, окончивших Санкт-Петербургскую Академию художеств.

Массовую популярность фотография завоевала довольно быстро. Уже в 1882 году, в России было зарегистрировано порядка восьмисот фотографических заведений. А в 1917 году фотографические заведения появились в каждом русском городе. Сельскую местность регулярно посещали многочисленные фотографы-передвижники. В это время начали появляться многочисленные фотолюбители.

Зарождение фотоискусства
Большой вклад в создание русской портретной, документальной и жанровой фотографии был внесен во второй половине XIX и начале ХХ веков талантливыми отечественными мастерами фотографии. Такими как, И. Барщевский, А. Карелин, С. Соловьев, С. Прокудин-Горский и многими другими. Этот исторический период определил особое положение русской фотографии в качестве уникального вида искусства, благодаря созданию основных жанров фотографии и способов экспозиции. Начали издаваться тематические журналы по фотографии и создаваться большое количество фотографических обществ.

В этот же время происходит существенная эволюция фототехники и технологии изготовления отпечатков. Преимущественно, во второй половине девятнадцатого века, применялась дагеротипия. С середины 1850 годов, дагеротип уступил пальму первенства мокроколлоидному процессу, который, в 1870 году отодвинули сухие бромжелатиновые пластинки и, немного позднее, лидирующие позиции захватила целлулоидная пленка, которая господствовала на протяжении всего прошлого столетия. Непрерывно происходит модернизация фотоаппаратуры по ключевым направлениям: улучшение качества оптики, изобретение затвора, смещение технологий в сторону миниатюрности.

Добившись упрощения всех фотографических процессов, фотография получила массовое распространение. Фотосъемка стала частью образа жизни и стала необходимым предметом обихода большинства людей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.