Второе рождение Себастио Сальгадо


Брассай, венгерский фотограф двадцатого века говорил о том, что творческий человек рождается дважды. Его второе рождение – это тот день, когда он в полной мере осознает в чем его предназначение. Его жизнь до этого момента похожа на сон, и лишь поняв, кто он на самом деле, человек живет по-настоящему.

Возможно, второе рождение бразильского фотографа Себастио Сальгадо и не было таким эффектным, как у Роберта Капы, зато оно было куда более ярко выражено, чем у многих его коллег. Процесс «превращения» кандидата на докторскую степень в экономике в известного во всем мире фотографа документалиста занял всего несколько лет.

Толчком к пониманию Себастио Сальгадо того, в чем его истинное призвание послужило увлечение архитектурой Парижа его супруги. С этой целью спустя некоторое время после их переезда из Бразилии в Париж в 1969 году, она и приобрела фотоаппарат. По словам известного фотографа, когда он, впервые в жизни взял в руки фотокамеру, то почувствовал какой-то толчок, момент озарения. Фотографируя, он испытывал ни с чем не сравнимое удовольствие от этого процесса: с этого момента фотокамера стала его неразлучным спутником.

Карьера Себастио Сальгадо как фотографа документалиста очень быстро пошла в гору. Путешествуя по миру, он освещал события в зонах локальных конфликтов, например, войны в Африке – в западной Сахаре и Анголе, события, связанные с покушением на Рональда Рейгана, президента США, операцию Энтебе, в ходе которой были освобождены граждане Израиля, взятые в заложники. После первых публикаций работ Сабастио Сальгадо в газетах и журналах к нему не замедлила прийти известность. В 1979 году представители агентства «Magnum Photos», крупнейшего союза фотографов документалистов предложили ему стать штатным фотографом организации.

Первым масштабным проектом Сальгадо, над которым он работал с 1977 по 184 год, был посвящен странам Латинской Америки. Освещая бедственное положение коренного населения этого региона, Сальгадо словно совершал путешествие во времени, контактируя с культурами, быт, устои и менталитет которых остались практическими такими же, какими они были за сотни лет до того, как на их землю впервые ступила нога европейца. Результатом его семилетней работы стала книга, названная «Другие Америки», которая и по сегодняшний день является самым правдивым и полным описанием того положения, в котором находятся коренные жители латиноамериканских стран.

Следующим проектом фотографа стала книга «Сахель: человек в беде», фотоматериалы которой рассказывают о последствиях сильной засухи, из-за которой в 1984 году тысячи жителей северной Африки оказались на грани выживания. Фотографии книги рассказывают историю о мужестве всех тех, кто самоотверженно помогал бороться с бедой: медицинских работников из ассоциации «Доктора без границ», техникам, инженерам и простым рабочим, при этом, разумеется, фокус внимания был на жертвах редкой по своей силе засухе и неизбежно последовавшего за ней голода.

Фотографии Себастио Сальгадо словно кричат, просят о помощи: по отношению к ним трудно оставаться равнодушным. Эти фотографии не просто рассказывают о происходящем – они призывают к тому, чего современному обществу так не хватает – к состраданию. Их сухих цифр статистики эта трагедия обретает лицо, становится чем-то реальным, осязаемым и требующим принятия мер.

В течение шести лет, начиная с 1986 года Сальгадо работал в 23 странах третьего мира, освещая то положение, в котором в то время находились рабочие, зарабатывающие себе на хлеб тяжелым физическим трудом – строители, шахтеры, сталевары, рыбаки, золотоискатели. Над натиском технического прогресса и автоматизации производственных процессов они уже с того времени начали превращаться в археологическую диковинку — автоматизация выводила их за пределы уравнения, оставляла без работы, а следовательно, и без средств к существованию. Эта проблема и стала темой нового фотоальбома Себестио Сальгадо«Рабочие: Археология индустриальной эпохи», который был издан в 1993 году тиражом более 100000 экземпляров.

Сальгадо не зря пользуется славой фотографа документалиста, поднимающего наболевшие, остросоциальные темы. Сам невольный эмигрант, следующей своей темой он выбирает массовые миграции. Этот проект, работа над которым была закончена в 2000 году, в рамках которого вышли две его книги «Дети: беженцы и мигранты» и «Миграция: Человечество в движении» сделал его по настоящему знаменитым. Все, что им было сделано после этого, лишь укрепляло его известность одного из самых талантливых фотографов документалистов конца двадцатого века. Фотографии, сделанные Себестио Сальгадо, гармоничны и полны жизни, несмотря на то, что истории, которые они повествуют — трагичны.

Себастио Сальгадо – не только талантливый и успешный фотожурналист, он также является одним из самых деятельных частных защитников природы. И то и другое в полной мере входит в компетенцию агентство «Amazonas Images», которые было создано Сальгадо после того, как он покинул «Magnum Photos». Штат агентства Сальгадо невелик, в нем работают всего два человека – он сам и его супруга, однако их активности и результатам, которых они на данный момент добились, могло бы позавидовать экологическое общество с внушительным штатом сотрудников.

В 1994 году супруги Сальгадо выкупили участок земли в Бразилии, на том самом месте, где раньше стояла ферма отца фотографа, и где прошло его детство. Организовав на этом месте организацию «Институт земли», они спустя четыре года добились практически невозможного – окружающая местность была официально признана заповедником. Надо сказать, это был весьма своевременный шаг – с 1940 годов на этой территории от леса осталось лишь одно воспоминание. Сегодня эта местность стала почти вернулась в то состояние, в котором была 70 лет назад – за это время в заповеднике силами «Института земли» было высажено более одного миллиона деревьев.

И сейчас Себастио Сальгадо полон энергии и юношеского задора, несмотря на то, что ему уже за семьдесят. В рамках своего проекта «Генезис», который призван призвать человечество к переосмыслению своего предназначения и своего места в среде, которая его окружает, Сальгадо планирует посетить Антарктиду, Патагонию, Камчатку и Руанду. Пребывая в уверенности, что фотографы, как правило, живут долго, он в одном из интервью выразил надежду, что сможет фотографировать до конца.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.