Марк Рибо: гуру репортажа

«Фотографирование – это не мыслительный, а в чистом виде зрительный процесс. Глаз создан для того, чтобы видеть, а не для того, чтобы думать» Марк Рибо

Марк Рибо – знаменитый французский фотограф документалист, один из самых талантливых последователей Анри Картье Брессона. Во время войны был активным участником Сопротивления в оккупированном нацистами Леоне. Оставил после себя плеяду учеников, впоследствии ставших достойными продолжателями дела своего учителя. Вклад Марка Рибо в сокровищницу шедевров мировой репортажной фотографии неоценим.

Марк Рибо появился на свет в 1923 году, во Франции, в городе Леон. В этом городе прошло его детство и отрочество, здесь он пошел в школу, здесь он получил профессию, став инженером и здесь он понял, что ничто не способно увлечь его так же сильно, как фотография.

Первые творческие опыты будущего патриарха репортажной съемки относятся к его детству, когда юный Марк получил в подарок от отца свой первый фотоаппарат – прошедший через много испытаний Vest Pocket Kodak. Такие камеры выпускали до Первой Мировой войны, однако для Марка это был самый лучший подарок. Его работы были высоко оценены местными фотографами, а один из его снимков в 1937 году попал на парижскую фотовыставку.

В 1943 году родной город будущей знаменитости был оккупирован нацистами. В течение двух лет Марк Рибо принимал активное участие во Французском Сопротивлении. Это были не самые лучшие годы для творчества: каждый день мог быть последним. У оккупантов по отношению к участникам Сопротивления была только один вариант наказания – расстрел.

После окончания войны юный Рибо поступил в Ecole Centrale -Высшую школу Лилля, до 1948 года учился на инженера и проработал в Леоне на этой должности до 1951 года. Как-то раз он взял недельный отпуск, чтобы вспомнить свои навыки и сделать фоторепортаж лионского театрального фестиваля. Этого короткого промежутка времени, в течение которого он погрузился в привычную для него стихию, оказалось достаточно, чтобы принять одно из самых важных решений в его жизни. Рибо понял, что он создан для фотографии, а она – для него. На прежнее место работы он не вернулся и отправился в Париж.

В столице он познакомился с Анри Картье Брессоном, у которого был дар раскрывать таланты. Впервые они встретились в 1952 году, а уже через год Рибо стал одним из фотографов агентства «Магнум», а журнал «Life» поместил на главной странице фотографию, которая впоследствии сделает Рибо знаменитым — «Маляр на Эйфелевой башне». Принцип работы участников «Магнума» подразумевал постоянные командировки. За тридцать лет работы в агентстве Рибо объездил практически весь мир. Его фотографии постоянно мелькали на главных страницах популярных печатных изданий — таких как французский Paris Match, американские Life, Géo и National Geographic, немецкий Stern и других.

Рибо часто спрашивали, не являются ли его фотографии поставочными. Он отвечал, что хорошая фотография – это всегда сюрприз, просто нужно быть готовым к нему. Чтобы запечатлеть жизнь, которая нас окружает, в постановке нет необходимости: сюжетов вокруг и так более чем достаточно.

В одном фотографе уживалось два Марка Рибо. Один представлял собой мастера репортажа, далекого от политики, снимающего не политические события, а людей, которых эти события затронули. Он снимал участников войны по Вьетнаме, был первым фотографом – европейцем, которого пустил в Китай режим Мао Дзе Дуна. Этот Рибо освещал изнутри практически каждый конфликт, избегая при этом обобщений, расстановки акцентов и героизации. Каждый человек на его фотографии, независимо от пола, происхождения, вероисповедания и политических взглядов – просто человек со своей судьбой.

Другой Рибо – настоящий романтик и поэт, которому удавалось в обыденном, повседневном находить щемящую душу красоту. В таких фотографиях нет скрытого смысла и намеков – это картины, которыми можно любоваться, не думая при этом ни о чем, как любуются игрой солнечного света или танцем языков пламени.

Работы Рибо, снятые как в стиле репортажной, так и художественной съемки, получили множество наград в Европе, Азии и США. Ряд его фотографий стали знаковыми, знаменующими целую эпоху. Рибо был неоднократно награжден престижной международной премией Overseas Press Club Award. Его выставки проводились в Европейском доме Фотографии, в Музеях современного искусства в Париже и Нью-Йорке, в Парижской национальной библиотеке и Национальном центре фотографии, в Пекине, в Москве и ряде других крупнейших городов мира.

Как и многим людям творчества, полностью посвятившим себя искусству, Марку Рибо было суждено прожить долгую жизнь, в которой вместилось столько событий и переживаний, что хватило бы на три жизни.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.