Дитер Келлер: война глазами солдата Вермахта


Выставки фоторабот солдат вермахта в Германии – своего рода негласное табу. Выставка фотографий Дитера Келлера «Фотографии с восточного фронта», прошедшая в Берлине, в галерее Berinson – своего рода исключение. О работах этого автора, о нем самом и о таком массовом явлении, как любительская фотосъемка среди солдат гитлеровской армии и пойдет речь в этой статье.

О Второй Великой Отечественной войне мы знаем по кинохронике советских военных корреспондентов, художественным фильмам и фотоматериалам. Трофейные кино и фотопленки дают нам возможность увидеть войну с другой стороны, глазами врага — немецких солдат и офицеров. Так сложилось, что основная часть такого материала, показанная широкому зрителю, является крайне негативной: на нем запечатлены расстрелы, пытки и прочие зверства гитлеровцев. Это создает абсолютно негативный образ солдат вермахта.

Однако не стоит забывать, что фашизм был трагедией не только для нас, но и для немцев. Среди немецких солдат и офицеров было много тех, кто воевал поневоле. Репрессивная машина Гитлера в этом плане ничем не отличалась от аналогичной машины Сталина – и в том и другом случае несогласие с национальной идеей означало бы физическое устранение того, кто рискнул бы это несогласие проявить.

Фотографии, сделанные такими «солдатами поневоле» заметно отличаются от тех снимков, которые делали идейные нацисты. Вместо разоренных деревень, убитых солдат противника и уничтоженной боевой техники они снимали местных жителей и пейзажи. В этом они были похожи на туристов, которых живо интересует культура и быт тех мест, в которых им довелось побывать.

Нужно сказать, что в первые годы войны среди солдат вермахта фотосъемка была самым обыденным делом – во многом благодаря успехам производителей фототехники, которые еще в 30-тые годы начали массовый выпуск дешевых, компактных и простых в использовании фотоаппаратов.

Возможные последствия массового распространения любительской фотосъемки в действующей армии правительство осознало уже после начала военной кампании. Тогда на фотосъемку карательных операций был наложен запрет, нарушителей которого ждала суровая кара. Съемка тех сюжетов, которые могли служить целям пропаганды, поддерживалась и одобрялась. Правительство даже открыло курсы для фотографов любителей, решив использовать эту повальную моду в своих целях.

Таким образом, «освобождать» граждан СССР от коммунистического ига немецкие солдаты отправились не только с оружием, но и с фотоаппаратами. Тут уместно будет вспомнить, что быт, повседневная жизнь простых людей в СССР была скрыта от всего остального мира железным занавесом. Для оккупантов страна Советов была диким и таинственным местом, и их простое человеческое любопытство часто оказывалось сильнее, чем запреты командиров.

Эти кадры являются уникальным свидетельством того, как жили простые люди в советских колхозах и совхозах. В выборе сюжетов для съемки немецкие солдаты не избегали нищеты жителей сел и деревень — в отличие от советских фотожурналистов, действия которых были полностью подчинены задачам сталинской пропаганды.

Выставка «Фотографии с восточного фронта», которая была открыта в галерее Berinson в Берлине – это осторожный шаг в сторону осмысления трагедии фашизма.

Потомки тех, кто мечтал о великом Третьем Рейхе, крайне болезненно относятся к этой теме – она для них как старая рана, которая до сих пор ноет и болит. По этой причине проведение выставки фотографий, отснятых солдатами вермахта в годы войны, является исключительным случаем. На выставке были представлены 50 из более чем 200 фотографий архива бывшего солдата вермахта Дитера Келлера.

Дитер Келлер появился на свет в 1909 году в состоятельной семье, получил хорошее образование. Еще до начала войны Дитер был не чужд искусству и общался с его деятелями, среди которых можно назвать таких известных немецких художников, как Оскар Шлеммер и Вилли Баумайстер. Сейчас сложно сказать, когда именно Келлер заинтересовался фотографией, но на фронт он отправился с профессиональным фотоаппаратом Leica.

Часть биографии Келлера, относящаяся к его участию в военных действиях, построена только на его свидетельствах и не имеет подтверждений. По словам членов его семьи за всю войну он не сделал ни одного выстрела. Есть в ней и вовсе невероятные детали – о его романе с партизанкой и постоянные «самоходы» из части с целью проникнуться русской культурой, выдавая при этом себя за местного жителя.

Гораздо проще поверить в то, что Келлер был убежденным пацифистом и не хотел идти на войну. Яснее всего об этом говорят его фотографии. На снимках, показывающих истинное лицо войны, нет людей. Объятый пламенем деревенский дом, оторванная взрывом конечность и другие подобные снимки показывают общечеловеческую трагедию, без указания на национальную принадлежность.

Келлеру повезло. Под конец войны, когда у солдат вермахта на Восточном фронте оставались только две реальные возможности – плен или смерть, его перевели в Италию. Его отец использовал все свои связи, чтобы организовать этот перевод, который, по всей видимости, спас его от гибели. Спустя некоторое время после освобождения Германии от фашистов он переехал на родину и обосновался в Штутгарте, став видным издателем. Дитер Келлер скончался, окруженный детьми и внуками, в Штутгарте, в 1985 году, в возрасте 76 лет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.