«Два пути жизни» Оскара Рейландера


Оскар Рейландер – классик мировой фотографии, один из мастеров, стоящих у истоков художественной фотосъемки. Он является создателем жанра фотоколлажа, в котором для создания сюжетной картины используются большое количество негативов. Он одним из первых отошел от академического стиля фотографирования и исследовал тот потенциал, которым обладает фотография в самых разных областях жизни. Вдохновленные его примером, многие его современники – фотографы открыли для себя новый жанр, который впоследствии станет репортажной, уличной, социальной фотографией.

Оскар Гюстав Рейландер, знаменитый английский фотограф, родился в Швеции, в 1813 году. Художественное образование он получил в Италии – там он пробовал свои силы в живописи, занимался литографией. В 1941 году, будучи же в зрелом возрасте, он переехал в Англию, жил в Линкольне, Вулвергемптоне, пока в 1862 году не переехал в столицу. Впервые фотография заинтересовала его только как инструмент, который может помочь живописцу в его работе. Знакомство с азами техник фотографирования — калотипии и мокроколлодионного процесса состоялось в 1853 году, в ателье Николаса Хеннемана, известного лондонского фотографа.

Тогда Ренландер потратил на это всего несколько часов, о чем потом жалел – по его словам, если бы он тогда решил бы всерьез взяться за изучение фотографии и уделил бы этому хотя бы месяц, то он не потерял бы впоследствии год, доходя до всего экспериментальным путем.

После того, как Рейландер освоил технику процесса фотографирования и начал работать в этом направлении, он столкнулся с тем, что в рамках академического стиля фотографии ему было тесно. Фотографию тогда считали разновидностью живописи, перенося на нее все ее особенности – считалось, что фотографировать имеет смысл только особые, высокохудожественные образы – красивые виды, предметы искусства и т.д.

В поисках таких образов фотографы взбирались на горные вершины, отправлялись в дальние страны, и никому не приходило в голову, что огромное количество сюжетов для фотосъемки у них буквально под носом. Повседневная жизнь обычных людей игнорировалась фотографами, и причиной тому были не только стереотипы. Если бы фотограф вышел на улицу со своей громоздкой треногой, то вокруг него за минуты собралась бы толпа любопытных: репортажная съемка превратилась бы в фарс. Кроме этого, просто снимать незнакомых людей было не принято.

Наткнувшись на это препятствие в своих творческих поисках, Рейландер говорил, что мечтает о маленьком аппарате для фотосъемки, который не нужно было бы настраивать, и можно было бы спрятать в карман. Он мечтает о естественности в фотосъемке «…момент, когда человек не видит фотографа и не думает о том, как он выглядит и что выражает его лицо – вот то, что мне действительно было бы интересно».

Не имея возможности фотографировать повседневную жизнь, он начал создавать свою собственную действительность, объединяя тем самым живопись и фотографию. Именно работы Рейландера дали толчок развитию принципиально новому жанру в фотографии – фотоколлажу. Самая известная из его фотокартин — «Два пути жизни», коллаж, созданный им из 30 снимков и впервые представленный в 1857 году на художественной выставке в Манчестере.

Картина была тщательно продумана и создана путем долгих, кропотливых манипуляций. Ее смысл заключался в жизненном выборе: в центре картины двое юношей. Один выбрал своим путем порок, другой – скромность и труд. Фигуры мужчин и женщин на картине символизируют добродетели и пороки.

«Два пути жизни» стала сенсацией. Ее активно обсуждали как обыватели, так и ценители искусства. Отзывы были самыми разными – от восхищенных до негодующих. Последние указывали на большое количество обнаженной натуры – в то время «обнаженка» на фотографии, в отличие от той же темы в живописи, считалась аморальной. Конец этим спорам положила сама королева Виктория – она купила у Рейландера «Два пути жизни» за 11 гиней, и преподнесла ее своему мужу, Альберту Саксен-Кобург-Готскому в качестве подарка.

Рейландер много экспериментировал, расширяя понятие фотографии в представлении общественности. Кроме «Двух путей жизни» особенно известными стали такие его композиции, как «Святой Иоанн Баптист», автопортрет в образе Демокрита, «Юдифь и Олоферн» и другие работы. В период творчества Рейландера экспонометр, определяющий требуемую длительность выдержки, еще не был изобретен. Вместо этого прибора мастер использовал…кошку. По реакции ее зрачков он определял степень освещенности в студии, выставляя соответствующую выдержку.

Рейландера считали чудаком и самодуром, однако время все расставило на свои места – в анналы истории фотографии он попал как провидец, человек, опередивший свое время и ставший одним из основателей репортажной съемки и фото коллажа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.