Эволюция фотографического процесса в искусство

Гаспар Феликс Турнашон, более известный как фотограф Надар, родился в Париже в 1820 году. Его знакомство с миром фотографии проходило во времена яростного сопротивления фотографическому процессу и особенно против популярности фотографий, которая росла необычайно быстрыми темпами. Главными противниками фотоискусства стали художники, опасавшиеся потерять свой авторитет и того, что новая технология фиксации изображения затмит художественное творчество. Для борьбы с фотографией подключались журналисты, привносившие свой вклад, стараясь максимально снизить дальнейшее ее развитие. Самыми преданными помощниками в этом деле стали карикатуристы.

Только некоторые художники смогли оценить по достоинству фотографию и превратить ее в настоящее искусство, которое заставляет восхищаться не меньше, чем картинам. Такие люди вошли в историю как художники с фотоаппаратом. Интересно, что Домье, ненавидевший фотографию и едко высмеивавший ее любителей, относился к Надару с уважением. Он считал того настоящим мастером, который не стараясь разобраться в технических особенностях камеры и доказать ее превосходство, умел запечатлеть самые тонкие черты лица и жестов, таким образом подчеркивая психологические особенности людей. Надар умел сделать фото так, что человек был главным, фон и бутафория не замечались, хотя и придавали снимку некий шарм. Ни одна черта лица не могла скрыться от объектива его аппарата, а поза человека выражала те же эмоции, что и его лицо.
Известно, что признание и популярность Надар обрел в многом благодаря известному классическому художнику Энгру. Тот решил изменить метод написания портретов для своих заказчиков: вместо того, чтобы позировать ему, клиенты фотографировались у Надара, после чего художник писал восхитительные портреты с полученных фиксированных изображений — фотоснимком. Именно это стало причиной получения лестного прозвища «Тициан фотографии».
Будучи театральным драматургом, художником и журналистом, Надар выделялся незаурядным талантом острослова и умелого карикатуриста. К сожалению, ни журналистская деятельность, ни постановка театральных спектаклей, не могли удовлетворить его финансовым потребностям. Нельзя сказать, что Надар обрадовался появлению фотографии, поначалу он был негативно настроен против всеобщего интереса к фотографии, однако, увидев существенную коммерческую выгоду, он решается стать совладельцем фотостудии. И уже спустя короткий промежуток времени Надар открывает собственную фотографическую студию, которую стали часто посещать именитые мастера художественного слова, композиторы и живописцы. Надар запечатлел Мане и Делакруа, Сару Бернар, Жорж Санд и многих других. Именно он первым стал оставлять автограф на фотоснимках, словно художник-портретист, также оставляющий свою подпись в левом углу картины.
Надару принадлежит еще одна заслуга — развитие импрессионизма. Неизвестно, как бы сложилась судьба этого нового веяния в искусстве, если бы в свое время Надар не предоставил свою фотостудию в качестве помещения для проведения «Выставки анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов», которая известна всем как первая выставка импрессионистов. Нудно было обладать поистине большой смелостью, чтобы заявить о себе против воли авторитетной на тот момент государственной выставки Салон, но именно этими качествами и обладал Надар.
Одним из самых известных действий Надара, как фотографа, стала съемка, произведенная им с воздушного шара. Первые попытки снять Париж с высоты птичьего полета были неудачными, но вскоре фотограф выработал уникальную методику ведения съемок сверху и даже проявлял фотографии непосредственно в корзине воздушного шара. Через некоторое время, у Надара появилась возможность доказать важность своего достижения. В 1870 году, в самый разгар осады Парижа, по его инициативе был оборудован и отправлен в полет воздушный шар, недосягаемый для зарядов стрелкового оружия того времени. Фотоснимки отправлялись на поверхность земли почтовыми голубями. Благодаря разведданным, полученным посредством аэрофотосъемки, командование вооруженных сил Франции постоянно было в курсе всех передвижений воинских подразделений противника, и Париж вскоре освободился от неприятельской осады.
Еще одной заслугой Надара общепринято считать начало ведения фотосъемки при искусственном электрическом освещении. Вдобавок, он также стал пионером фотожурналистики, опубликовав интервью с использованием фотографий Мищеля Шевреля.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.