Фотография, как отражение реальности


Cпор о том, какой именно цели служит фотоискусство, по своей неизбывности напоминает давнишний спор философов о том, что первично – дух или материя. Часть считает, что главная цель фотографии — сродни той цели, с которой создается живопись, то есть создание высокохудожественных образов, несущих в себе отражение видения автора, его взгляд на мир. Другая часть считает, что единственной достойной целью фотографии является лишь честное и непредвзятое отражение реальности, такой, какая она есть.

Претендовать на знание истины в этом вопросе может лишь тот, кто видит фрагмент общей картины, не утруждая себя попытками увидеть ее целиком. На самом деле фотография – это инструмент самовыражения, примерно такой же, как кисть художника. Что приоритетно – жизненность, правдивость фотографии или ее художественность каждый для себя решает сам.

Как оценить любительский с точки зрения техники съемки снимок, который по своей эмоциональности, выразительности и жизненности даст сто очков вперед любому шедевру художественной фотографии?

Попробуем рассмотреть противоположный пример. Если бы когда-либо был бы составлен список из ста самых известных в мире фотографий, в него без сомнения попал бы снимок Роберта Капы «Смерть солдата лоялиста», изображающий момент падения сраженного пулей солдата. Фотография сделана в 1936 году в условиях настоящих боевых действий в Испании.

Об этом снимке много написано и много сказано, им восхищаются критики, превознося его как изображение, обладающее едва ли не гипнотическим воздействием, как образчик истинного искусства. Без сомнений постановка света, композиция и эмоциональность снимка говорит сама за себя. Однако почему именно этот снимок Капы стал настолько известен? Не потому ли что она с пугающей наглядностью, явственно, документально представляет момент смерти? Именно этой выпуклостью, документальностью снимка на такую волнующую любого тему объясняется эта «необыкновенная сила искусства» о которой говорят критики, рассуждая о «эстетике смерти».

Если бы фотография изображала бы просто бегущего солдата лоялиста, стала бы она настолько известной? Проводились бы дискуссии, писались бы статьи о творчестве Капы и его шедевре? Крайне сомнительно. Получается, что своей глубиной и пронзительностью снимок обязан жизненности и документальности.

Восприятие фотоискусства, как изображений исключительно высокохудожественных и эстетичных так же однобоко, как и представление о том, что искусство в фотографии призвано прежде всего отражать реальность. Мир искусства – это не что-то застывшее и определенное: он пластичен и изменчив, как живое существо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.