Фоторебусы: жанр парадоксальной фотографии


Существует утверждение, гласящее, что лучшая фотография рассказывает не о том, что можно наблюдать в кадре, а о том, что в этот кадр не попало. Разумеется, речь не о тех предметах и явлениях, которые физически не поместились в кадр – интерес представляют те следы, по которым можно «выследить» историю создания снимка.

Есть определенная категория людей, которая всегда обращает внимание на «канву» фильма, его периферию, на то, что происходит не в центре кадра, а на его заднем плане. Именно благодаря подобным людям мы узнаем о «ляпах» сделанных режиссером – к примеру, ботинки на липучках на ногах персонажа из 30-тых годов, или краешек воротника джинсовой рубашки, который виднеется из-под средневековых доспехов главного героя. В фотографии для подобных следопытов разоблачителей имеется огромное поле для деятельности.

Кроме «фотоляпов», которые на самом деле являются достаточно распространенным явлением, существует неофициальный жанр фотографии, в котором снимки представляют собой своеобразный ребус, требующий разгадки. Очевидный сюжет, сразу бросающийся в глаза в таких фотографиях – лишь ширма, скрывающая второй смысл.

Один из подобных снимков – фотография девушки, зависшей в прыжке вместе с летающими по воздуху предметами обстановки комнаты. Кто-то посчитает его фотомонтажом, кто-то, не найдя в этом снимке интриги, потеряет к нему интерес.

Однако у пытливого зрителя сразу возникнет вопрос – почему во время прыжка волосы девушки взмыли вверх, а платье осталось на месте, словно приклеенное к телу? Зацепившись взглядом за платье, наш следопыт замечает нечто из ряда вон выходящее – тонкий шнур, торчащий у героини наподобие хвоста. Тут круг замыкается и зрителя осеняет догадка. Снимок на самом деле перевернут вверх ногами! Девушка на нем не прыгает к потолку, а подвешена к нему с помощью шнура. Потолок выстлан линолеумом наподобие пола, пол покрашен так, чтобы выглядеть как потолок, а предметы обстановки либо прикручены на шурупы, либо так же как и девушка, подвешены к потолку.

Вот такую историю рассказал этот снимок. Ценность подобных фотографий – в том интересе, с которым зритель проводит собственное расследование, воссоздавая и домысливая цепь событий, которая предшествовала щелчку затвора. Хотя творчеством подобные фотографии-ребусы можно назвать лишь с натяжкой, они служат благой цели – помогают нам не зацикливаться в привычном взгляде на мир, развивая гибкость восприятия, помогая видеть новые грани явлений и вещей.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.