«ЛОМО»: фотосекта или новое философское течение?


История известности во всем мире советского фотоаппарата «Ломо Компакт Автомат», по своей необычности и размаху достойно стать сюжетом голливудского блокбастера с многомиллионным бюджетом. Этот аппарат мог бы кануть в лету так же, как и бессчетное множество других моделей фотокамер, безнадежно устаревших, как морально, так и технологически, если бы не его недостатки, ставшие достоинствами.

Слово «ЛОМО», породившее множество таких слов, как «ломография», «ломофограф», «ломообщество», «ломопредставительство», и ставшее обозначением жизненной философии, особого взгляда на мир и отношения к нему, на самом деле обозначает «Ленинградское Оптико-Механическое Объединение». Именно на этом предприятии в далеком 1984 году впервые сошел с конвейера малогабаритный автоматический фотоаппарат «ЛК-А», который стал предметом культа для десятков тысяч его поклонников.

Фотографии, сделанные «ЛК-А», отличались особой глубиной резкости, затемнением краев и перенасыщенными цветами – нелепое и раздражающее сочетание для фотографа, стремящегося к максимальной реалистичности своих снимков. Несмотря на это, камера пользовалась большим успехом, в год производилось более полутора миллионов экземпляров, часть из которых экспортировалась в страны коммунистического лагеря. В начале девяностых годов, из-за экономического хаоса, в который стремительно погружалась страна, производство «ЛК-А» пришло в упадок.

В то же время весной 1991 года в Праге произошло небольшое событие, которое обернулось для «ЛК-А» всемирной известностью. Два студента из Австрии, слоняясь по городу без всякой цели, зашли в комиссионный магазин и купили пару советских фотокамер по смехотворно низкой цене. Отсняв несколько пленок практически наугад, не задумываясь при этом ни о сюжетах, ни о построении кадров, они через несколько дней вернулись в Вену.

Просмотрев отснятый материал, они были поражены: фотографии завораживали сочностью, яркостью цветов и какой-то неповторимой жизненностью и теплотой. Камера совершенно очевидно искажала реальность, но то, что в результате получалось, сочетаясь с пренебрежением к построению кадра, фиксацией жизни «как есть», представляло собой новый, особый, необычный взгляд на мир.

Этот жанр в течение очень короткого времени приобрел много поклонников. «Ломография» набирала популярность так стремительно, что вскоре было организовано Ломографическое общество. Штаб квартира общества расположилась в Вене, а студенты, открывшие «ЛК-А», стали его президентами.

Сегодня ломография – это целая индустрия, базирующаяся на продаже «ЛК-А», которые производятся теперь уже не в России, а в Китае. Ведущие телеканалы мира снимают фильмы о волне ломомоды, сюжеты ломофотографий мелькают на обложках журналов, «Формула 1» снимает рекламу в стиле «ломо», известные дизайнеры проектируют ломоодежду…С такой сумасшедшей популярностью «ЛК-А» среди товаров, которые были произведены еще при социализме, может соперничать лишь одна вещь – легендарный автомат Калашникова.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.