Минимализм: минимум деталей, минимум эмоций


Минимализм «перекочевал» в фотографию из изобразительного искусства. Одним из главных идейных вдохновителей этого направления был Андре Кертеш – американский фотограф венгерского происхождения, один из самых известных фотографов двадцатого века.

Идею «выкинуть из кадра все лишнее» можно назвать реакцией на долгое засилье необходимости заботиться о сочетаемости всех элементов композиции, продумывать их расположение. На фотографии в стиле минимализма, как правило, есть лишь «главный герой», которым может быть стебель цветка, одиноко стоящее посреди пашни дерево или какой-либо иной элемент. «Вторых и третьих» ролей тут не предусмотрено – в этом и заключается особенность минимализма в фотографии.

Подобные фотографии не только могут передать заложенный автором глубокий смысл, но и несут в себе особую эстетику, изящество простоты. Если обычную фотографию можно сравнить с цветастой бойкой речью, то снимки в стиле минимализма – это скорее многозначительное молчание.

Простая, но притягивающая внимание красота снимка, из которого убрано все лишнее, глубоко символична и понятна любому. Это четкий, недвусмысленный образ, одна эмоция. К примеру, фотография, изображающая занесенную снегом вершину горы: на ней лишь один образ – скамейки, которая почти полностью покрыл снег. В этом этом образе заключено все. Это и ассоциация с летом, когда сидя на этой скамейке можно было обозревать красоту открывающегося с вершины вида. Это и ощущение холода, которое передается этим образом и чувство одиночества.

Черно-белые тона не являются неизменным атрибутом фотографий в стиле минимализма, они могут быть и цветными. В этом случае ключевым моментом подобных снимков является игра на контрасте. Чем примечателен колченогий стул на фоне грубо оштукатуренной и покрашенной в зеленую краску стены?

Даже в такой, казалось бы простой до нелепости сцене от фотографа требуется умение составить композицию и умело расставить акценты. Автор снимка убрал акцент с самого стула, поместив его не по центру, а в левой стороне снимка. При этом он уравновесил этот акцент еще одним якорем для внимания – куском отбитой штукатурки и, виднеющейся из под него кирпичной стеной.

Нам таких фотографиях глаз отдыхает. Они сродни буддисткой философии, стремящейся к абсолюту, совершенной простоте. Чтобы сделать нечто подобное, нужно самому уметь отрешаться от пестроты и многообразия окружающего мира – и тогда подходящие сюжеты не замедлят появиться.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.