От чистого искусства к обнаженке: как зарождалось «ню»


В истории фотографии нет снимка обнаженного тела, которое было бы официально подтверждено как первая фотография, снятая в этом жанре. На эту роль претендуют снимки разных авторов, датированные 1849, 1844 и 1841 годами. Первое документированное упоминание о выставке фото работ, снятых в жанре «ню», относится к началу 1840-х годов, когда фотограф по имени Энтони Клоде, впервые разместил в лондонской газете объявление о показе дагерротипов, сделанных с обнаженной натуры.

В Париже, на родине фотографии приблизительно в то же время компания Lerebours, начала предлагать художникам фотоэтюды обнаженных натурщиков, которые изрядно экономили им средства и время, ведь труд натурщиков (нужно отметить, весьма нелегкий) нужно было оплачивать.

К 1850 году производство подобных снимков, так называемых «академий» (Académie) было поставлено на поток. Фотографы при этом следовали традициям изобразительного искусства Западной Европы и определенным студийным клише. Как правило, обнаженную модель окружали декорации в виде античных скульптур, драпировок или задника с пейзажами.

На выбор поз также оказали влияния классические произведения искусства, узнаваемые большинством – для женских моделей были характерны позы амазонок, античных богинь, одалисок в духе Боттичелли, для мужчин – Авеля, Каина, других персонажей Библии, античных героев и прочих. К концу XIX века появились первые снимки в стиле «ню», которые были сделаны вне студии, на открытом воздухе.

Развитию этого направления в немалой степени поспособствовало то, что в то же время в Академиях изящных искусств использование натурщиков для рисования обнаженной натуры оказалось под запретом. Художники практически повсеместно начали использовать для своих произведений готовые фотоэтюды, либо заказывали ту тематику, которая им была необходима. Нередко известные художники работали в паре с известными фотографами – к примеру, Эжен Делакруа и Эжен Дюрье.

Практически параллельно с использованием фотографии обнаженного тела в изобразительном искусстве и в научных целях – для иллюстрации медицинской литературы, появилось и другое направление: фотография эротического и порнографического содержания. Проблема различения существовала всегда – границы между этими направлениями всегда были размытыми, и существовало много мнений по поводу того, что считать искусством, что эротикой, а что порнографией.

Если первых фотографов, работающих с обнаженной натурой, таких как Эжен Дюрье, Феликс Молин, Жульен Валлу де Вильнев, Луи Камиль де Оливер, интересовало лишь искусство, то последующие авторы уже поняли, что из такой вечно популярной темы можно извлечь большую выгоду. Многие фотографы «второй волны» называли свои эротические снимки «академическими этюдами» лишь для того, чтобы избежать судебного преследования, так как с определенного времени создание и распространение фотографий «фривольного» содержания преследовались по закону.

Официальный запрет на «ню» в газетах, журналах, книгах и других печатных изданиях продержался рекордно долго – почти сто лет. Мораль признали «неактуальной» с началом «сексуальной революции» в Европе и США, в конце 50-тых, начале 60-х годов, когда фотографии полуобнаженных и обнаженных кинодив и моделей впервые начали появляться на страницах популярных журналов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.